1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.7:32-35

Стих 32(а): «А я хочу, чтобы вы были без забот.»

Первая часть этого стиха тесно связана с предыдущим текстом. Она выражена через союз «а», подчеркивающий противопоставление сказанному ранее.

Павел объясняет причину своих наставлений: наступают сложные времена. Фактически мы уже живем в этих сложных временах. С эсхатологической точки зрения, период от вознесения Иисуса Христа до момента восхищения Церкви на небо и есть те самые сложные времена.

Эти времена характеризуются такой духовной нагрузкой, что семья становится не только благословением, но и бременем. До грехопадения семья была исключительно благословением. После грехопадения к ней добавилось значение бремени. Грех внутри семьи создает серьезную нагрузку как для мужа, так и для жены.

Всё в мире создано для того, чтобы славить Бога. До грехопадения взаимоотношения между мужем и женой должны были строиться в синергии – они помогали друг другу в прославлении Бога. В нынешней ситуации мы часто не помогаем, а мешаем друг другу.

Приведу пример. Я готовлюсь к собранию, у семьи есть свои важные и нужные дела. Они тоже готовятся к собранию, но по-своему. Мы мешаем друг другу: я сижу, читаю, размышляю, а им нужно зайти, подключить ноутбук, они переговариваются между собой – естественно, это мне мешает. Все делают правильные вещи, но мешают друг другу.

То, что по замыслу должно славить Бога, в обстоятельствах грехопадения начинает создавать помехи. Самая простая причина, по которой мне мешают – моя собственная раздражительность, мой грех. Вторая причина – они думают о своем удобстве на собрании и поэтому не замечают меня. Им важно сделать свое.

В состоянии греховности любое доброе дело будет постоянно создавать конфликты, потому что мы угловаты и эгоистичны. Что бы мы ни делали хорошего, это будет чем-то раздражать или не устраивать другую половину. Семейные отношения, кроме положительной стороны, несут и обратную – бремя.

Трудно представить, как это должно работать без греха. Технически это можно объяснить, но жить так практически невозможно. Конечно, когда мы возрастаем в вере и во Христе, раздражение должно уменьшаться, но невозможно представить, чтобы оно исчезло совсем.

При этом семейные заботы – это правильно. То же самое слово используется в контексте: «Кто о своих не заботится, тот хуже неверного». В браке Бог предписывает нам заботиться о своих – это обязательная заповедь. Но Павел хочет, чтобы мы были без забот. Существуют две стороны этих забот.

Стих 32(б)-33(а): «Неженатый заботится о Господнем – как угодить Господу. Женатый заботится о мирском, как угодить жене.»

На уровне формулировки всё выглядит просто: у неженатого больше свободы в служении Богу, у женатого — больше обязанностей в быту.  

Однако отсюда не следует, что безбрачие само по себе гарантирует духовное преимущество. Мы знаем множество примеров, когда человек, не состоящий в браке, живёт безответственно и эгоистично, тогда как супруги, наоборот, строят благочестивую и радостную жизнь во Христе.  

Чтобы объяснить смысл, можно представить ситуацию в виде образа. Допустим, есть зрелый христианин, искренне стремящийся жить по вере. Если оценивать его жизнь по условной десятибалльной шкале, то будучи женатым, он живёт, скажем, на «семёрку». Будучи тем же человеком, но без брака, он, вероятно, сможет подняться выше — просто потому, что ему проще идти вперёд без дополнительного груза. Это как путешественник с тяжёлым рюкзаком: он идёт, не останавливается, движется к цели. Но если снять рюкзак, идти станет легче и быстрее. При этом не факт, что все, у кого нет рюкзака, вообще идут в том же направлении — кто-то может вовсе стоять, а кто-то идти в противоположную сторону.  

Павел потому и даёт совет, а не заповедь. Он не навязывает безбрачие как закон, а говорит о реальном положении вещей. Брак несёт определённую нагрузку, и в тяжёлые времена эта нагрузка особенно ощутима.  

Можно рассмотреть пример: есть сестра, посвятившая себя Господу, живущая без брака, и брат с таким же призванием. Возникает вопрос: станет ли он лучше заботиться о ней, если женится, или же будучи неженатым, сможет помочь ей не меньше? Не всё так однозначно. Мы склонны думать, что в браке «уютнее» — можно поддержать друг друга, поговорить по душам. Но Павел утверждает, что забота о Господнем возможна и вне брака, причём не в меньшей степени. Безбрачный человек, служа Христу, может от чистого сердца помогать другим, не имея разделённости интересов.  

Нам трудно это представить, потому что в нашем мышлении есть устойчивая установка: если человек не женат — значит, ему «нужно кого-то найти». Но Павел разрушает эту стереотипную жалость. А что, если он не несчастлив? А если с ним и так всё в порядке?  

Павел разрушает нашу предвзятость, показывая, что у безбрачия есть серьёзное духовное преимущество. Оно не заключается в превосходстве, а в свободе — свободе служить Господу всем сердцем, без лишних отвлечений и земных забот. 

Участница: Я просто хотела поделиться одной мыслью: ведь Павел обращается здесь не к людям «вообще», а к тем, кто находится внутри Церкви, в её духовном пространстве. Он говорит о христианах, живущих в общине, а не за её пределами.  

Если взять для примера безбрачного мужчину в обычной, нерелигиозной среде — часто это выглядит довольно грустно. Мужчинам, как правило, сложнее заботиться о себе в быту; женщины в этом плане природно более приспособлены — они могут позаботиться о доме, о комфорте, о порядке. Соответственно, и женщине без мужа тяжело: нужна мужская сила, поддержка, стабильность. Даже в мелочах — мужчина зачастую уравновешивает женщину, помогает ей стоять твёрже. Я и по себе это замечаю: если начинаю колебаться или нервничаю, муж сразу помогает мне прийти в равновесие, возвращает опору.  

Когда я раньше работала в «Зорхе», часто видела, как людям без семьи непросто. Но Павел говорит не об этом бытовом уровне. Он обращается именно к тем, кто уже в общине, к верующим, которые не одиноки, ведь в Церкви существует взаимная помощь. Если, скажем, кто-то из братьев безбрачный, рядом есть сестры, готовые поддержать, и наоборот — братья могут позаботиться о сёстрах, когда возникает нужда. Павел говорит именно об этом тесном круге церковного служения, а не о социальной изоляции.  

Ведущий: Павел никогда не рассуждает о жизни человека вне Церкви. Всё, что он пишет, всегда связано с общинной, церковной реальностью — с миром, где действуют законы взаимной заботы и Божьего попечения.  

Но если представить себе небольшую церковь — один пастор и одни сестры, и все имеют дар безбрачия, — значит ли это, что они несчастны? Что им «некому помочь» и они обречены на неудобства? Павел показывает: вовсе нет. Ну да, может быть, кто-то ходит с неглаженными штанами, пастор уже пожилой, нет сил, чтобы всё прибивать и прикручивать. Но это не трагедия. Это просто жизненные обстоятельства. Конечно, лучше бы и штаны глажены, и двери не скрипели — но, по сути, это всё мелочи. Когда приближается конец времён, когда время сжимается, вопрос уже не в том, погнут ли где-то гвоздик. Важно другое: где сердце? Куда оно обращено — к внешнему порядку или к Богу?  

Павел как раз смещает фокус внимания. Он показывает, что акцент на бытовом комфорте — «неглаженных штанах», если угодно, — не должен заслонять главное. Всё земное временно, особенно в свете грядущего конца.  

Интересно, что он говорит и о женщине: чтобы старицы были правильно, прилично одеты, чтобы не пьянствовали. Это ведь тоже о том, как грех проникает даже туда, где раньше царила благопристойность. Павел внимателен и к мужчинам, и к женщинам — он не осуждает, но указывает на порядок, достойный Церкви.  

Если говорить откровенно, женщины, как правило, более эмоциональны, и потому им действительно чаще нужна поддержка, направление, стабилизация. Муж может помочь вернуть объективность, «поставить на место» мягко, но твёрдо. Поэтому когда у жены возникает проблема, она идёт к нему за сочувствием и советом. Муж может по-разному реагировать — где-то раздражается, где-то проявляет терпение, но он обычно даёт конкретное решение.  

А вот если сестра в церкви обращается с просьбой о помощи к брату, который не женат, его взгляд часто оказывается объективнее: он не вовлечён в привычную семейную динамику, меньше устал от одних и тех же разговоров. Он способен выслушать, поддержать, подсказать — без раздражения, без предвзятого личного фона.  

Участница: Я сама долго размышляла над этим: может, действительно, незамужний брат способен помочь яснее и с большей беспристрастностью, чем муж, уставший от повторяющихся жалоб? Это непросто осознать, ведь мы привыкли связывать заботу о себе с тем, что рядом обязательно должен быть супруг.  

Ведущий: Но в действительности, если нет ни мужа, ни брата рядом — разве это значит, что Бог оставил? Конечно, нет. Именно ради этого Павел и говорит: Божья забота не ограничивается семейными ролями. Он сам восполняет то, чего не хватает. И когда человеческой поддержки нет, Господь находит, чем компенсировать этот недостаток.  

Вот в этом и заключается та глубокая уверенность, которую Павел пытается внушить верующим: не полагаться на людей как на единственный источник помощи, а видеть, что Бог — источник всякой полноты, и в браке, и в безбрачии. 

Павел, по сути, говорит здесь очень ясно: «время близко, сосредоточьтесь на главном». Мы рассуждаем о вещах значимых, но не первостепенных. Потери, которые несёт человек, живя без брака, — реальны, но их нельзя считать решающими. Павел расставляет приоритеты: безбрачие — не центр вопроса. Главное — служение Богу и отношения с Ним.  

Наши фокусы нередко смещены. Из‑за этого даже в браке, имея семью, мы порой не видим главного. А первостепенный приоритет неизменен — Бог. И неважно, женат ты или один: если нет Бога, то не будет полноты ни в одиночестве, ни в браке. Можно быть замужем, но при этом духовно пустым — и тогда никакие «гвоздики» мужем не помогут.  

Недавно смотрели беседу с Коломийцевым. Он говорил о том, что «верующая семья верующей семье рознь». Привёл пример: в церкви есть супруги с пятью детьми-погодками. Отец работает, мама с детьми постоянно на собраниях — три, а то и четыре раза в неделю. Да, они служат, живут верой. Но когда мы слышим слова Павла, нужно помнить, почему он пишет эти строки. Он не пытается умалить ценность семьи, но исправляет перекос — убеждённость, будто семейные христиане всегда имеют духовное преимущество перед безбрачными. Павел говорит обратное: у тех, кто не обременён браком, есть определённое преимущество — больше внутренней свободы, больше времени и внимания для Господа.  

Он буквально показывает, что в браке есть «скорби по плоти» — не как недостаток любви, а как естественная часть семейной жизни. Мы часто относимся к этим словам с лёгким юмором, будто бы эти скорби — «изюминка на торте» брака: да, тяжело, но ведь главное, что есть брак! Павел же снимает эту маску романтизма: брак — не высшая форма духовности, не доказательство полноценности человека.  

До сих пор существует ошибочное восприятие: если кто-то не женат или не замужем, значит, он чего-то лишён, неполноценен. Павел разрушает этот стереотип, особенно в контексте последних времён. На фоне скоротечности жизни и приближения конца эпохи безбрачный человек оказывается даже в более благоприятном положении: его не отвлекают бытовые заботы, сердце проще сфокусировано на Боге.  

Важно понимать и исторический контекст. Когда Павел писал это послание, церковь находилась под сильным внешним давлением. Верующих преследовали, им приходилось жить буквально под угрозой. И в таких условиях действительно было легче без семьи — легче хранить верность Богу, легче перемещаться, служить, заботиться о других. Например, вдовы в то время фактически не имели прав, часто оказывались в тяжелейшем положении. Павел выступал в их защиту: он не просто проявлял сочувствие, а утверждал духовную значимость безбрачных, показывал, что у них не меньше достоинства, чем у семейных, а местами даже больше возможностей для служения.  

Седьмая глава Первого послания к Коринфянам начинается с того, что Павел отвечает на вопросы, заданные ему в письме: «о чём вы мне писали». Христиане Коринфа явно спорили, как поступать в новых обстоятельствах. Одни были неженаты — и спрашивали, нужно ли теперь жениться. Другие уже состояли в браке с неверующими — и переживали, не грех ли это, надо ли разводиться. Поэтому Павел так подробно разбирает каждую ситуацию, не оставляя «белых пятен».  

Он прекрасно понимал: стоит что-то недосказать — и коринфяне, люди эмоциональные и склонные к крайностям, обязательно поймут всё «наискосок». Поэтому Апостол тщательно «затыкает дырки» — объясняет каждую сторону вопроса, чтобы не осталось неопределённости, которая могла бы привести к искажениям.  

В результате перед нами не сухое учение, а очень сбалансированное наставление: и брак, и безбрачие могут быть благословением, если в центре — Бог. А если Бога там нет, то ни одно из этих состояний не даст истинной полноты.

Павел снова возвращается к основной мысли: «А я хочу, чтобы вы были без забот». Он поясняет: неженатый заботится о Господнем — о том, как угодить Богу, а женатый заботится о мирском — о том, как угодить жене.  

Важно понимать: речь не идёт о противопоставлении духовного и семейного как добра и зла. И забота о Господнем, и забота о супруге — это священный долг. Если человек женат, он обязан любить и заботиться о жене. Это не просто желание — это заповедь. Однако разница в том, что у неженатого его внимание сосредоточено на одном — на служении Богу, а у женатого внимание неизбежно делится между двумя сферами: духовной и семейной. И делится не по выбору, а по Божьему установлению.  

Так получается, что человек в браке не может — и не должен — отдавать Богу всё своё время и все силы напрямую: ведь любовь к ближнему, к супругу, — тоже форма служения Богу. Но тем не менее, разделение остаётся. У безбрачного внимание целиком обращено к одному центру, у женатого или замужней этот центр раздваивается. Уже одно это различие делает преимущество безбрачного очевидным: его внутренние ресурсы не распылены, он свободнее в служении.  

Стихи 33(б)-34: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.»
 
Когда Павел говорит: «Есть разность между замужней и девицей», то уточняет, кого он имеет в виду. Здесь речь идёт о двух категориях: о тех, кто никогда не был в браке, и о тех, кто был, но теперь не состоит в нём — то есть о разведённых или оставленных. В греческом тексте именно это и подразумевается: «незамужняя» — это не просто девушка, а женщина, ранее бывшая в браке; а «девица» — та, кто никогда не была замужем.  

Следовательно, Павел обращается сразу к двум группам: к девицам и к разведённым, возможно, тем, кто стал христианином уже после развода. Таким образом он подчёркивает: перед Богом они обе способны жить в посвящении и служении Ему, ничуть не уступая замужним.  

«Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом», — говорит Апостол. Слово «святая» здесь не означает «безгрешная». Оно указывает на «отделённость», на сознательное решение посвятить себя Богу. То есть человек — будь то женщина или мужчина — отделяет своё тело и душу для Божьего дела, для Его славы. Конечно, это не делает его совершенным; это процесс. Сначала — внутреннее решение, потом длительный путь, в котором освящение постепенно становится образом жизни.  

Иногда, правда, эти слова Павла подходят неправильно, особенно когда пытаются обосновать монастырскую практику как абсолютное «отделение от мира». Но Библия нигде не учит идее монастырей как института: Павел говорит не о физическом уходе в отшельничество, а о внутреннем посвящении.  

И вот здесь интересно вспомнить мысль, звучавшую раньше: дар безбрачия не обязательно даётся только в юности, когда человек просто не женился и всё. Такой дар может быть явлен и позже — например, после развода, после утраты брака, после ухода неверующего супруга. Христос может дать человеку этот особый внутренний дар — способность спокойно и целеустремлённо жить ради Бога, не стремясь начать новый союз.  

Вот почему Павел говорит: «Незамужняя заботится о Господнем, чтобы быть святой и телом, и духом». То есть посвящение Богу возможно в полном объёме, когда человек — весь, без остатка — отдаёт себя Ему. В то время как замужняя (или женатый) естественным образом заботится о мирском — не о греховном, а просто о земном, о бытовом, о другом человеке, который требует внимания.  

Таким образом Павел не осуждает ни одно из состояний, но вновь возвращает внимание к приоритетам. Он показывает, что безбрачие не духовное наказание, а напротив — поле для особого, неразделённого служения.  

Одна из участниц задала важный вопрос: Ведь мы раньше уже говорили, что супруги, исполняя свои семейные обязанности, тоже служат Богу. Если жена заботится о муже и детях, если выполняет домашние дела — разве это не служение Господу? Почему Павел тогда различает: один заботится о «Господнем”, а другой о „мирском”? Неужели то, что делает человек для своей семьи, — это не то, что угодно Богу?  

Ответ здесь тонкий — и он показывает разницу между обязанностью и служением. Да, христианин, живущий в браке, обязан заботиться о своих. Это заповедь. Любовь к ближнему — святая обязанность, и пренебрегать ею нельзя. Но исполнение этого долга не делает человека автоматически “служителем” в том смысле, о котором говорит Павел. Он поясняет: то, что мы обязаны делать, и то, что мы делаем сверх этой обязанности ради Бога, — не одно и то же.  

Другими словами, когда жена моет посуду, она исполняет долг, но одновременно должна осознавать, что делает это во славу Божию. И именно это внутреннее осознание делает обыденное действие служением. Но всё равно это — двоякий долг: с одной стороны, она обязана заботиться о семье, с другой — обязана этим прославлять Господа.  

А теперь представим, что человек неженат. Он никому не обязан в бытовом смысле, и всё его внимание может быть направлено на Господа напрямую, без разделения. В этом и проявляется то преимущество, о котором говорит Павел: безбрачный свободен служить, не ограниченный домашними обязанностями.  

Примером можно взять ситуацию: муж едет служить в реабилитационный центр. Жена в это время моет посуду. Можно ли сказать, что это одно и то же служение? Нет. Если бы муж поехал не в реабцентр, а, скажем, работать в кофейне, чтобы поддерживать семью, — тогда это было бы равно заботе жены о доме: оба исполняют свои обязанности и оба должны делать это во славу Божию. Но поездка в реабцентр — это уже иной уровень, это выход за рамки семейного круга, служение, направленное наружу. И вот о таком служении Павел и говорит.  

То же самое касается и творческих служений — например, записи или монтажа песен для церкви. Это можно сравнить с тем же реабцентром: это тоже служение Господу вне домашних стен, и здесь уже важно, с каким посвящением человек это делает. Насколько искренне, тщательно, усердно он трудится — это остаётся между ним и Богом.  

Звучал также вопрос — а если в семье много детей, не становится ли это уже особым видом служения? Ведь мать фактически воспитывает новых людей, вкладывает в них веру — не есть ли это тоже форма евангелизации? На первый взгляд — да, но Павел разделяет понятия. Забота о детях — это благословенная обязанность семьи. Это великое дело любви и самоотверженности, но всё-таки это не то служение, о котором он говорит в этом тексте. Это не выход за рамки, а исполнение того, что Бог уже поручил как долг.  

К тому же, чем больше детей, тем меньше остаётся времени для иных видов служения, вне домашнего круга. Это не приговор, а просто реальность: невозможно одновременно глубоко погрузиться во внешний труд и нести на плечах большую семью. Да, в истории были матери, чьи молитвы о детях приносили великие плоды — как, например, у Джона и Чарльза Уэсли или у Сперджена. Но и это не было внешним апостольским трудом — это особая духовная жертва внутри семьи, и, по сути, внутреннее служение молитвой.  

Звучала также мысль о семьях, которые усыновляют сирот. Павел не пишет об этом прямо, но Писание действительно называет подобные поступки особым видом благочестия. Забота о сироте, воспитание его в вере, принятие его как своего — это высокое проявление любви. Хотя и тут важно помнить: мотив имеет значение. Бывают ситуации, когда усыновление превращается почти в моду, внешнее „показное” благочестие. К сожалению, такие истории часто заканчивались трагично.  

Но если семья делает это искренне, в духе посвящения Богу, то да — это уже ближе к той форме служения, о которой говорит Павел: добровольное, жертвенное, выходящее за пределы личного удобства.  

В заключение всё сводится к тому, на чём Павел настаивает: забота о семье — святая обязанность. Но служение Господу — это нечто иное. Безбрачный открыт для большего, потому что его действия не ограничены обязанностями перед домашними. Это не вопрос духовного превосходства, а лишь факт внутреннего распределения времени и сил. Кто-то с трудом справляется даже с одним ребёнком и уже не способен участвовать в чём-то большем. А кто-то, не имея подобных обязанностей, может посвятить себя целиком делу Божьему.  

Павел выделяет именно эту разницу, помогая каждому увидеть: и там, и там есть благодать, но фокус и свобода различны. 

Стих 35: “Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения.» 

Павел подводит итог, и тут всё предельно ясно. Он не устанавливает новых ограничений, не создаёт рамок, но предлагает более простой, прямой путь. Если сравнить жизнь с дорогой, то брак можно назвать «тяжёлым рюкзаком»: кто-то идёт с ним уверенно, кто-то — тащит с усилием, едва двигаясь вперёд. Да, это труд, даже подвиг. Но Павел говорит не о подвиге выживания, а о пути служения — том, где человек свободнее, легче, эффективнее может идти вперёд.  

Он подчёркивает: цель его слов не в том, чтобы обесценить семейных, а в том, чтобы помочь каждому сосредоточиться на главном — на Боге. Ведь семья способна, если не следить за внутренним равновесием, полностью поглотить человека, оставить без времени и сил для активного служения. Это не упрёк, а констатация реальности.  

Однако, как всегда, в любой аудитории находятся те, кто после таких слов начинает переживать: «А вдруг я не на своём месте? Может, я хуже, потому что женат (или замужем)?» Павел вовсе не хочет вводить людей в чувство вины. Его совет доброжелательный и практичный. Он помогает увидеть, где человек расходует время зря, а где реально служит.  

При этом лентяй, как бы иронично ни звучало, может использовать любой аргумент. Женат — значит, «занят семьёй». Без семьи — тоже оправдание найдётся: «некому помочь, всё надо делать самому». Ленивому без разницы, какие обстоятельства, — он всегда оправдает своё бездействие. Поэтому Павел говорит не о семейном положении, а о расположении сердца.  

Когда сердце расположено служить, человек будет служить в любых обстоятельствах. Да, в семье возможностей меньше — но ведь служение не исчезает, оно просто принимает другие формы. Сняв лишний «рюкзак» обязанностей, человек может продвинуться дальше и сделать больше — и об этом говорит апостол.  

Заметьте, как в процессе обсуждения у нас сместился фокус. Мы перестали смотреть на безбрачных как на «несчастных». Наоборот, теперь видно, что несчастье не в отсутствии семьи, а в отсутствии служения. Несчастен тот, у кого есть дар безбрачия, но нет желания служить. И столь же несчастен тот, у кого есть семья, но при этом всё внимание поглощено бытом, а служение исчезло.  

Главное определяющее — не наличие семьи, а готовность и способность служить. Есть люди, как Гуртаев, у которых семь детей, и всё же они трудятся больше многих. Он — пример того, что брак не обязан сковывать. Но важно понимать: не всем такая нагрузка по силам, и не всем она Богом предназначена.  

Некоторые участники обсуждения возразили: «Но ведь это не вопрос выбора — если можешь жить без близких отношений, живи, если нет — значит, брак неизбежен». В каком-то смысле это верно: физиологический и эмоциональный аспект — реальность человеческой природы. Однако Павел говорит не об этом. Даже человек, имеющий дар безбрачия, может пожениться; а тот, кто женат, способен оставаться служителем. Его призыв — не «выбирайте одно», а «оцените правильно то, что есть».  

Важно видеть: твоя семейная жизнь не оправдание бездействия. Она может объяснить, почему ты не делаешь больше, но не почему ты не делаешь ничего. Если семья занимает всё время, возможно, когда-то ты неверно оценил свои силы — и сейчас стоит переосмыслить, пересмотреть приоритеты, помолиться о мудрости.  

Этот текст Павла — не богословская теория, а практическое зеркало. Если внутри тебя этот вопрос «свербит», если не даёт покоя — значит, Святой Дух мягко указывает: есть что-то, что можно изменить, что-то, что стоит исправить. И это прекрасно — живое сердце не бывает равнодушным.  

Павел честно признаёт: полного покоя в этом вопросе не будет ни у кого. Мы живём в мире греха, где и безбрачным, и семейным одинаково трудно сохранить фокус на Боге. Никто не совершенен. Безбрачный не служит Господу на сто процентов времени — он тоже человек, со своими слабостями и отвлечениями.  

А потому его слова — для всех: «Говорю это для вашей пользы, не чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечений». Без развлечений — значит, без отвлечений. Павел обращается и к женатым, и к безбрачным, но в первую очередь — к тем, кто свободнее действовать.  

Он напоминает: каждый, в каком бы положении ни находился, может служить Богу. Просто у безбрачного возможностей больше; у женатого — служение шире, но сложнее. И в том, и в другом случае мерило одно — верность и посвящение. 


 Главные мысли:
 
 1. Главный приоритет для любого верующего – служение Богу. Но у неженатых есть больше возможностей для этого служения, чем у женатых.
2. Те, кто не женаты и не замужем, имеют больше свободы и целостности внимания, чтобы служить Богу без разделённости между семьёй и духовным служением.
3. Брак не препятствие, но форма служения. Супруги тоже служат Богу, исполняя свои семейные обязанности — заботясь, любя, поддерживая. Но брак налагает определённые ограничения по времени и энергии.
4. Апостол не запрещает вступать в брак, а лишь показывает, что безбрачие — путь менее обременённый земными заботами. Он даёт совет, а не заповедь.
5. Истинная преграда служению — не брак или его отсутствие, а внутреннее нежелание служить. Лентяй найдёт объяснение бездействию в любом положении.
6. Несчастлив не тот, кто без семьи, и не тот, кто в браке, а тот, кто не служит. Дар безбрачия или брак становятся благословением только при активности в деле Божьем.


 Качества Бога:

1. Бог, дающий разные дары – в том числе и дар безбрачия
2. Заботящийся о нас
3. Дающий силы для служения
4. Укрепляющий нас в том избрании, в котором Он нас призвал – поддерживает в призвании, даже когда окружающие (включая других верующих) могут осуждать или не понимать
5. Поддерживающий призвание – сохраняет уверенность в избранном пути
6. Сохраняющий нас – защищает от давления общественного мнения, в том числе внутри церкви
7. Бог, определяющий формат жизни каждого – избирает для каждого определенный путь (брак или безбрачие) и поддерживает в этом выборе


 Практическое применение:

1. С любовью и уважением относиться к тем, кто имеет дар безбрачия – уважительное отношение к людям обязательно
2. Служить Господу не отвлекаясь и прилежно – вне зависимости от семейного положения
3. Не стремиться всех попереженить – понимать, что безбрачие не означает ущербность человека
4. Не жалеть безбрачных – они могут быть в особой категории призванных, с вечными преимуществами
5. Помнить, что дар безбрачия может быть дан на разных этапах жизни – не только с самого начала, но и после брака (после развода или овдовения)
6. Помнить о приоритетах – вечные преимущества важнее земных
7. Тем, кто женится:
    — Должен найти время для служения Господу
    — Искать способ служить Господу своими дарами
    — Не использовать семью как оправдание отсутствия служения
8. Тем, кто не женится:
    — Должен искать способ служить Господу
    — Использовать свое преимущество неразделенного внимания для более эффективного служения
9. Всегда помнить о главной задаче – прославлять Бога независимо от того, в браке ты или в безбрачии. Это первоочередная задача для всех
10. Понимать разнообразие Божьих призваний – каждому дано свое призвание, и все они ценны перед Богом 

22:45
6
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...