Простые правильные вещи. От враждебности к гостеприимству

Простые правильные вещи. От враждебности к гостеприимству

   Первое, что характеризует духовную жизнь, — это путь от одиночества к уединению. Вторая, не менее важная ее черта, — это движение души, в котором враждебность преобразуется в радушие, гостеприимство. На этом пути живительные перемены по отношению к самому себе могут достичь полноты через преображение взаимоотношений с другими людьми.
Гостеприимство подразумевает дружеское участие без назойливости и свободу без отстраненности… Гостеприимство — это создание пустоты, но не той, что пугает, а той, что радует душу… Большинство из нас не ищет пустоты и простора, а старается как можно плотнее заполнить свою жизнь. Занятость считается благословением, праздность — проклятием. Из-за внутренней напряженности для нас тяжело молчание… Воистину мы превратились в чрезмерно озабоченных людей, которых страшит неизвестность пустоты и безмолвие уединенности. Постоянные заботы помогают поддерживать тот привычный мир, которым мы себя окружили, и не дают войти в него серьезным изменениям. Но все же, если мы хотим обрести спасение, если жаждем исцеления и новой жизни, то, в первую очередь, нам нужно свободное и удобное место, где с нами может произойти что-то новое...
Если рассматривать гостеприимство как создание в душе некоего свободного доброжелательного пространства, в котором мы рады встретить незнакомца и предложить ему дружбу, то окажется, что в жизни много места для таких взаимоотношений… Мы способны дать окружающим много больше, чем предполагаем сами. Внимательное слушание, в первую очередь, подразумевает подлинное присутствие говорящего и слушающего друг для друга. Почему происходит исцеление, когда мы с участием слушаем другого человека? Потому что такая беседа позволяет гостю увидеть местность, по которой он странствует и помогает ему найти дорогу, по которой он призван идти. Многие из нас давно потеряли связь со своим прошлым и перестали воспринимать жизнь как свою историю, видя в ней лишь изменчивую череду событий, над которой они не властны. Рассказывая о себе, гость может увидеть, как в зеркале, тот неповторимый путь, который привел его к настоящему положению, и понять, куда ему двигаться дальше… Для слушающего самый важный вопрос не «что сказать или сделать?», а " как освободить свое сердце, чтобы оно вместило рассказ гостя?"
Однако принятие — лишь одна сторона гостеприимства. Другая, не менее важная, — это конфронтация. Подлинное гостеприимство предполагает и определенное столкновение, поскольку встречаются два разных мира. Только пространство с хорошо очерченными границами может быть надежным местом, и такими границами в данном случае служат рамки нашей собственной системы ценностей. Настоящий диалог между «кем-то» и «никем» невозможен. Подлинное общение с другим человеком возможно лишь в том случае, если мы открываем перед ним свою систему ценностей и взглядов. Наши ценности служат некими рамками, помогающими гостю определить свою позицию и критически ее осмыслить. Конфронтация — это нечто большее, чем «разговор начистоту». Слова редко оказываются самой важной формой явления себя гостю. Больше всего о нас говорит сам уклад нашей жизни...
Мы продвигаемся от неприязни к радушию лишь в той степени, в которой одиночество нашего сердца превращается в уединенность. Стоит нам открыть источник жизни в глубинах собственного сердца и принять свое одиночество не как злую долю, а как призвание, как ту же мы становимся способны предложить свободу другим людям. Стоит нам отказаться от стремления реализоваться самому, как мы оказываемся способными предоставить место для другого. Парадокс гостеприимства в том, что хорошим хозяином может стать только бедный хозяин. Нищета — это состояние души, когда нам не нужно ничего защищать, нет врага, но каждый — друг...
Человек, переполненный идеями, теориями, оценками и убеждениями, не может быть радушным хозяином. У него внутри нет свободного места, чтобы вместить слова собеседника, и открытости, чтобы принять дар, который принесет гость. Нищета ума — это духовное состояние, когда мы способны признать непостижимость тайн мироздания. Возрастая духовно, мы всё больше способны отказаться от намерения понять и объяснить всю полноту бытия; тем самым мы больше готовы вместить это бытие в себя… В разряд знающих попадают не те, кто может точно объяснить, кто такой Бог, где добро и где зло. Подлинно знающими становятся те, чье осознанное не-знание дает им свобод услышать голос Божий в словах других людей, различать Его в событиях дня или в книгах, повествующих о личном опыте других людей из разных мест и времен. Нищее сердце способно принять опыт и переживания других людей как дар. Настоящая общность возникает именно при нищете сердец, потому что не в самодостаточности, а только в созидательной взаимосвязи друг с другом перед нами начинает открываться таинство бытия.
Иоганн Метц, немецкий священник и богослов 20-го века:
" Нужно забыть о себе, чтобы другой смог приблизиться. Пусть часто нам страшно, и мы сопротивляемся, но нужно открыть себя для него, чтобы во всей полноте раскрылась его неповторимость. Как часто мы ограничиваем другого человека, видя в нем лишь то, что хотим увидеть. Тогда мы не способны проникнуть в тайну его бытия: мы встречаемся лишь с собою. Не отважившись на нищету сердца ради встречи, мы способны лишь на очередное самоутверждение. Тогда расплатой становится одиночество. Не решившись потерять душу свою(Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее, Мф 10:39), мы лишаем свою жизнь сердечной полноты человеческого бытия. Мы остаемся лишь тенью своей подлинной личности".
***
Самая основная трудность в деле помощи людям — стать для них дорогой, но не встать поперек их дороги.

Генри Нувен «Постижение. Три ступени духовной жизни»

Похожие публикации:
   В нашем мире хватает душевных страданий. Но часть из них порождена ошибочным представле...
Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что значит любить как самого себя? До недавнего времени ...
Каким образом дьявол атакует наш разум? Искаженной картиной реальности. Достигает он этого с помощью...
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказ...
   Зашла на днях в магазин – уже продают елочные игрушки, свечи, серпантин. Скоро Рождеств...
"... хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Матф.6:11)  Большинство молитвенных нужд в церкви...
12:02
2848
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...