Стих 1: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат —»
В начале мы видим, что Павел имеет веские основания для обращения к Коринфской церкви. Учитывая сложность вопросов, которые ему предстоит обсудить, важно понимать особый тон его послания.
Как мы уже неоднократно замечали, Павел подчёркивает своё апостольское призвание, акцентируя внимание на своём особом положении во Христе. Он указывает, что через него говорит сам Иисус. «Павел, волею Божией призванный апостол Иисуса Христа» – этими словами он подчёркивает: не сам решил стать апостолом, а был призван Богом.
Это особенно значимо, учитывая серьёзность проблем, о которых он собирается говорить. Павел стремится помочь верующим и не хочет, чтобы сатана искушал их сомнениями в его авторитете. После грехопадения люди склонны, вместо того чтобы принимать исправление, отвечать обвинениями: «ты сам такой» – подобно тому, как поступили Адам и Ева в самом начале, что стало первым явным признаком грехопадения.
Чтобы коринфяне не поддались искушению нападать на него в ответ, а сосредоточились на собственных проблемах, Павел, руководимый Духом, считает необходимым обозначить свои особые полномочия.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем множество злоупотреблений званием апостола. Природа этих злоупотреблений понятна: после грехопадения люди постоянно стремятся «стать как боги, знающие добро и зло», чтобы никто не мог им указывать. Вспоминается высказывание одного так называемого епископа: «Я никогда не буду членом церкви, в которой не буду сам пастором». Это яркий пример желания построить иерархию, где можно указывать другим, но не получать указаний самому.
Подобная ситуация наблюдалась с основателем «Посольства Божьего» Сандеем Аделаджей, который, назвав себя апостолом, создал финансовые пирамиды, из-за которых пострадало множество людей. Когда выяснилось, что он также вёл аморальный образ жизни, он заявил своей пастве, что поскольку нет никого выше него, он сам снимает с себя апостольские полномочия, а затем снова их восстанавливает.
Такой абсурд возникает, когда люди не являются истинно верующими и не признают авторитет Слова Божьего. Они не изучают Писание, иначе не возникли бы подобные претензии на новые «апостольские» полномочия.
То же самое можно сказать о некоторых современных церквях. Например, в православной традиции существует понятие «равноапостольных» людей. Этимология термина очевидна – они не называют себя прямо апостолами, но претендуют на схожий статус. Зачем это делается? Ответ прост: чтобы придать своим словам больший вес, наполнить свою власть дополнительными регалиями.
Представьте, если бы кто-то пришёл и, назвав себя «равноапостольным», начал указывать поклоняться иконам и молиться на них. Что мы ответим? «Покайся и веруй в Евангелие». Почему? Потому что мы знаем Слово Божье и понимаем, что единственная истинная власть принадлежит не людям, а Богу через Его Слово.
Почему некоторые религиозные лидеры не могут признать это? Потому что для них Писание не является высшим авторитетом. Так духовные вопросы перемещаются с территории Божьей воли на территорию человеческих амбиций и борьбы за власть, формируя привычную иерархическую пирамиду управления.
Когда Павел говорит о своём апостольстве, мы понимаем, что все последующие слова – это действительно Божье Слово, которое станет частью Писания и является истиной в высшей инстанции. Он хочет, чтобы читающие его послание не согрешили, противясь не Павлу лично, а воле Божьей, выраженной через апостольское слово.
Далее он упоминает «Сосфена брата», что интересно по нескольким причинам. Во-первых, это показывает, что Павел не одиночка. Во-вторых, это указывает на наличие свидетеля – важный момент. Павел не всегда перечисляет кого-то в начале своих посланий, и это упоминание имеет особое значение.
Стих 2: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:»
Если после словосочетания «Церкви Божией» поставить тире, становится очевидно, что «находящейся в Коринфе» – это лишь географический признак, а все последующие характеристики раскрывают сущность церкви.
Обратите внимание на первый признак: «освящённым во Христе Иисусе». Павел не говорит о внешних атрибутах – помазании елеем, окроплении водой или принадлежности к «правильно рукоположенной» церкви с определенным названием. Он указывает на внутреннюю реальность – освящение во Христе.
Что значит быть освящённым во Христе? Это знает только тот, кто действительно освящён. Если вы скажете неверующему человеку: «Я святой и освящён во Христе», он, скорее всего, посмотрит на вас с недоумением или сочтёт это проявлением гордыни. Факт освящения во Христе – это сверхъестественное знание, которое можно получить из Писания, но которое утверждается Духом Святым в сердце верующего.
Павел обращается не к тем, кто получил формальные «регалии» – крещение в «правильном горшочке», грамоту или крестик. Он пишет церкви, для которой эта реальность жива, ощутима, присутствует в сердце и вокруг. Для истинно верующих это не ритуал, а живые отношения с Богом.
Второй признак: «призванным святым». Это те же люди, что и «освящённые». Речь идёт о личном призвании Христом. В Америке часто спрашивают: «Вы уже нашли Иисуса Христа? Вы признали Его своим Спасителем?» К сожалению, номинальный протестантизм может давать утвердительные ответы на эти вопросы, не имея реальных отношений с Богом – подобно тому, как многие называют себя православными, не соблюдая даже базовых принципов веры.
«Призванные и освящённые» – это не просто слова. Это указание на предызбрание. Когда человек рождается свыше, он может не знать богословских тонкостей о предызбрании, но он осознает, что у него начались взаимоотношения с Христом, которых раньше не было. Христос призвал его к общению сына с Отцом. Это невозможно подделать – оно либо есть, либо его нет.
Третий признак: «со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте у них и у нас». Церковь не ограничена конкретным зданием, которое «освящено, огорожено и рукоположено». Она существует везде, где люди призывают имя Иисуса Христа, признавая Его истинным Богом и Спасителем – не просто на словах, а в глубине сердца, осознавая, что без Него они ничто.
Подобно новорожденному, который плачет, когда хочет есть, призывая маму (он может не произносить конкретное имя, но точно знает, кого зовёт), рождённый свыше человек призывает Христа. Его понимание может кристаллизоваться со временем, но общие контуры он осознает с самого начала, потому что Бог пишет эту истину на сердцах сразу после духовного рождения.
Павел обращается к тому, что уже запечатлено в сердцах верующих – к тем, кто способен его услышать, для кого его слова имеют реальный смысл. И это важно помнить, учитывая, что он пишет церкви с проблемами. Несмотря на эти проблемы, в главном – в их отношениях со Христом – не должно быть никаких сомнений. Если этой стопроцентной уверенности нет, то разговор в форме послания невозможен – возможна только евангелизация.
Это напоминает принцип душепопечения: помогая человеку решать проблемы, необходимо понимать, с кем имеешь дело. Если говоришь с рождённым свыше, то главное действующее лицо – Святой Дух, действующий и в нем, и в тебе. Если же человек не рождён свыше, речь может идти только о евангелизации.
Стих 3: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.»
Это не просто формальное приветствие или модная фраза раннего христианства. В словах Павла о благодати и мире заключена глубокая истина, особенно значимая в контексте его непростой жизни. В мире, где апостола регулярно преследовали, побивали камнями и пытались казнить, он на собственном опыте познал, насколько важны благодать и мир Божий. Эти духовные реальности способны поддерживать верующего в состоянии бодрствования даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
Мы все знакомы с ситуациями, когда сами себя запугиваем, накручиваем тревожные мысли и не можем уснуть от беспокойства. В такие моменты особенно ощущается потребность в той благодати, через которую приходит истинный мир. Этот мир нельзя получить через самовнушение или техники релаксации – такое «спокойствие» разрушается при первом же испытании.
Важно отметить, что Павел готовится к серьёзному разговору с Коринфской церковью, где существуют значительные проблемы. Он уже обозначил свои апостольские полномочия и напомнил верующим об их высоком статусе во Христе. Теперь, говоря о благодати и мире, он призывает имя Господне в этот разговор, чтобы Бог присутствовал в нем.
Это прекрасный пример для нас: начиная сложный разговор, стоит призвать Бога, чтобы Он даровал мир и благодать. Это не просто традиция, а важнейший элемент христианского общения. Даже с верующими, с которыми у нас хорошие отношения, без Божьей благодати легко возникают конфликты и недопонимания.
В этом приветствии Павел также утверждает ключевые богословские истины. Фраза «от Бога и Отца нашего, Господа Иисуса Христа» представляет два Лица Троицы. Здесь заложено важное вероучительное положение: невозможно называть Иисуса Христа Господом, говоря при этом о Боге Отце, если не подразумевать, что они – единый Бог.
Если мы признаем Бога Отца, то именно Ему должны поклоняться, и Он должен быть нашим Господином. Если кто-то другой назван Господом в том же контексте, это означает, что он равен Богу Отцу по власти и достоинству. В древнем мире термин «господин» мог применяться к ангелам или уважаемым людям, но в данном контексте Павел явно ставит Иисуса Христа и Бога Отца на один уровень, перечисляя их вместе.
Таким образом, Павел очерчивает определённую конфигурацию христианского вероисповедания. Это служит двум целям: во-первых, чётко определить аудиторию, к которой он обращается (исключая тех, кто не разделяет эту веру); во-вторых, утвердить в вере новообращённых, для которых эти истины ещё не стали частью сердечного убеждения. По сути, это элемент символа веры, краткое изложение того, во что верят христиане.
Стих 4: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,»
Обратим внимание на то, как Павел начинает обсуждение проблем в Коринфской церкви. Задумаемся: так ли мы обычно начинаем разговор, когда хотим указать на чьи-то ошибки? Часто ли говорим: «Благодарю Бога за тебя, за то, какой ты замечательный», прежде чем сказать: «Вот только в этом вопросе ты, возможно, ошибаешься»? Как правило, наш подход совсем иной.
Павел же прекрасно знает принцип, записанный в Писании: «Плод праведности в мире сеется у тех, которые хранят мир». Он понимает, что иначе невозможно достичь настоящего результата. Можно, конечно, поспорить и даже выиграть спор благодаря интеллектуальному превосходству и знаниям, но при этом не приобрести людей для Царства Божьего.
Начиная с конфронтации, мы не даём Духу Божьему свободно действовать, а вместо этого предоставляем врагу возможность построить препятствия между сказанным словом и сердцем, которое должно его принять. Павел твердо знает формулу: только в духе мира и любви можно насадить дух праведности.
Мы все это знаем теоретически, но как трудно применять на практике, когда дело доходит до реальных ситуаций! Порой кажется, что Павел – какой-то инопланетянин. Как он мог так поступать? Может быть, ему было легче, ведь он писал послание, а не говорил лично? Возможно, он сначала написал черновик, успокоился, отредактировал, убрал все лишнее, и только потом отправил?
Однако, судя по всему, Павел был одинаков и в словах, и в делах – он сам писал об этом в других посланиях. Такой подход мы встречаем во многих его текстах.
«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе.» Почему он благодарит именно «ради благодати»? Потому что видит в коринфянах не только проблемы, но прежде всего действие Божьей благодати, которая была дарована им во Христе.
Стихи 5-8: «5. потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, —
6. ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —
7. так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8. Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.»
Здесь Павел практически напрямую говорит: «Если бы не Христос, вы бы услышали информацию, но не поверили бы ей». Благодаря действию Божьей благодати коринфяне смогли не просто услышать, но и усвоить истину, сделать её частью себя. Павел благодарит Бога за то, что Он дал им эту благодать, позволившую им узнать, услышать, утвердиться и поверить.
Этот замечательный стих показывает, каким образом Слово Божье может стать частью наших убеждений, частью той славы Божьей, которая появляется в нас, возрастает и утверждается. Всё это – результат Божьей благодати. Не потому, что мы были глупыми, а вдруг стали умными и всё поняли. Без благодати ничего не «срастётся», не усвоится. Без неё человек скажет: «Это чуждо мне, зачем мне это нужно?» Павел благодарит за то, что Бог наполнил коринфян Своей благодатью и дал им утвердиться во Христе.
И насколько они утвердились? Чуть-чуть? Стали «христианами в минимальной комплектации», как иногда говорят? Давайте посмотрим, как Павел описывает эту «минимальную комплектацию» христианина с кучей проблем: "… так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании". Вот она – полная комплектация! Бог сразу наполняет Собой. Что ещё больше можно дать, когда Бог Собой наполняет человека? Вопрос не в том, чего человеку не хватает, а в том, как Бог собирается его использовать. Недостатка в этом смысле нет. Нельзя говорить: «Все одарённые, а я нет, посижу в уголочке. Вон тот поёт, тот красиво говорит, а я в сторонке побуду». Тому, кто так думает, нужно прочитать: «не имеете недостатка ни в чем».
Ты уникален! В тебе есть всё необходимое, чтобы явить славу Божью в церкви и в том контексте, в котором ты живёшь. Вспомним притчу Иисуса о хозяине, который, уходя, раздал дары слугам, чтобы вернуться и проверить результат. Дары точно есть у каждого! Если считаешь, что у тебя нет дара, посмотри в зеркало и убедись, что ты жив – это и есть главный дар. Вся твоя жизнь – это дар, ты так много можешь сделать! А прекрасный голос или другие особые таланты – это уже «вишенки на торте». Сама жизнь – огромный, колоссальный дар. Сказать «я не одарён» – значит не ценить то, что дал Бог.
Но возникает вопрос: как эти дарования, которых у каждого достаточно, могут «всплыть на поверхность» сквозь тину повседневности, которая, как ряска, покрывает пруд нашей жизни? Как сделать так, чтобы дары, данные Богом, но «затонувшие» где-то в глубине, проявились?
Ответ даёт Павел: "… ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа". Когда мы последний раз по-настоящему ожидали явления Господа? Сегодня? Вчера? Чем глубже мы погружаемся в христианскую жизнь, чем больше Дух Святой работает в нас, тем естественнее становится ожидать Иисуса Христа.
Многие из нас прошли путь от «арминианства» (убеждения, что всё зависит от нас) к осознанию, что от нас мало что зависит, а затем – к пониманию, что от нас вообще ничего не зависит. И на фоне этого осознания, когда вокруг так тревожно, хочется сказать: «Господи, приди и поставь точку в этом деле!»
Но настоящее ожидание Христа приходит не просто от желания, чтобы Он пришёл и «всё разнёс». Оно рождается, когда мы влюбляемся в Иисуса Христа. Мы хотим Его пришествия отчасти потому, что нам страшно и хочется завершения этого мира, но главное – потому что хочется встретиться с Ним. По тем следам, которые Христос оставляет в нашей жизни, по Его прикосновениям мы уже знаем, какой Он замечательный. Мы забываем об этом в суете, но Он проявляет милость, снова прикасается к нам, и сердце тает.
Вспоминается история о человеке, который после сильного избиения в армии потерял сознание и ощутил, будто вознёсся на небо. Главным в этом опыте была не картина неба и облаков, а удивительная атмосфера мира и любви – настолько фантастическая, что, очнувшись, он чуть не заплакал от разочарования, что вернулся обратно.
Это можно сравнить с тем, как мы входим в дом и по обстановке уже можем судить о хозяине, ещё не встретив его. Бог показал этому человеку лишь «прихожую» Своего дома. Представьте, каков Он Сам!
Все те прикосновения Бога к нашей жизни, которые мы испытываем, – это лишь взгляд «сквозь матовое стекло». Эти опыты у всех уникальны, но удивительно похожи. Когда кто-то свидетельствует о своём опыте с Богом, мы узнаём: «Да, это мой Христос, это Его характер!»
Такого Христа, с которым у нас есть отношения, мы действительно ожидаем. И это не может быть пассивным ожиданием, ведь Он – самый активный во всей Вселенной. Если мы преображаемся в Его образ, то не можем сидеть сложа руки, ведь Иисуса редко можно было застать отдыхающим. Он постоянно трудился для Царства Божьего.
Если мы такие, как Он, если мы Его ожидаем, то дары, которые у нас есть, непременно проявятся сквозь тину повседневности. Вопрос в том, для чего мы живём? Кого ждём? С какого момента считаем свою жизнь состоявшейся?
Христианин должен считать, что его жизнь состоялась с момента встречи с Иисусом Христом. Ничего лучшего он никогда не достигнет, что бы ни делал. Всё самое важное уже произошло. Теперь его жизнь должна быть направлена навстречу Христу, Который идёт к нам. Не «сел и жду, когда Он придёт», а «бегу навстречу Христу». Как говорил апостол Павел: «Я бы уже рад встретиться с Христом, но для вас лучше, пока я здесь». Вот о каком ожидании он говорит и рассчитывает, что адресаты его послания поймут.
Стих 9: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.»
Обратите внимание: здесь речь идёт не о богословских концепциях, а о взаимоотношениях. Бог верен – Он не отречётся от Самого Себя. Он принял решение призвать нас в общение – не в «гильдию сочувствующих Христу», не в группу людей, просто носящих какие-то внешние знаки принадлежности, а в настоящие, живые взаимоотношения с Сыном.
Вот что такое христианство – взаимоотношения с Христом. Можно сказать более эмоционально: христианство – это роман с Христом, это книга нашей любви с Ним, рассказ о ней. Вот что означает наше христианство в индивидуальном смысле.
И Бог в этом верен. Если у вас сейчас что-то не складывается, если вы не ощущаете этого общения, важно понимать: из двух общающихся сторон не верен точно не Бог. Бог верен всегда. Значит, ворота открыты, Бог открыт, Он хочет общения, Он призвал нас к этому.
Главные мысли:
1. Благодать Господа и мир Божий принесут порядок в коринфскую церковь.
2. Павел обозначает своё апостольство, чтобы слушающие не противились истине Божьей.
3. Благодаря благодати Господа верующие не имеют недостатка ни в каком даровании.
4. Для христианина важен момент рождения свыше, а не мирские достижения.
5. Если у верующего проблемы с духовным ростом, то неверен он, а не Бог, потому что Бог верен.
6. Дары проявляются при ожидании (вожделении) пришествия Иисуса Христа.
7. Бог доведёт свою работу до конца и представит верующих неповинными в День Пришествия Господа.
8. Важен момент верности Бога, который не оставит носящих Его свидетельство.
Качества Бога:
1. Бог верный
2. Бог порядка
3. Уникальный воспитатель
4. Лучший педагог
5. Даёт способы решения проблем до их обсуждения
6. Без Него проблемы не решить
7. Терпеливый
8. Противоречия с Ним абсурдны и противоречат жизни
Практическое применение:
1. Начинать общение с благодарности Богу за собеседников, а не «рубить с плеча»
2. Поддерживать общение с Иисусом Христом через Его Слово
3. Учиться находить мир по поводу Бога и не накручивать себя излишне
4. Осознавать свою ответственность в проявлении активности в общении со Христом и в освящении
5. Помнить, что верующие не имеют недостатка ни в каком даровании — не чувствовать себя ущербными или обделёнными
6. Молиться перед общением с верующими или неверующими
7. Использовать подход Павла в сложных разговорах — начинать с позитива и благодарности
8. Не останавливаться в духовном росте, даже если кажется, что до уровня Павла далеко