Стих 10: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.»
Павел умоляет братьев говорить одно и не иметь разделений, быть соединёнными в одном духе и мыслях. Это гомилетический тезис всего послания – главная мысль, которую он обосновывает дальше.
Важно, что апостол не приказывает, а умоляет, меняя интонацию разговора о проблемах. Христиане должны отличаться от мира отсутствием шантажа и диктата при решении проблем. Даже обращаясь к проблемной Коринфской церкви, Павел использует слово «умоляю».
Разделения в церкви – проблема не столько еретических учений, сколько незрелости и гордости. Церковь без единства перестаёт быть церковью. Христианин, не являющийся частью поместной церкви, где все едиными устами славят Бога и живут одной семьёй, вызывает сомнения в своей вере. Христос сказал: «Люди узнают вас как моих учеников по любви между вами». Невозможно проявлять любовь, оставаясь автономным.
Павел умоляет «именем Господа Иисуса Христа» – максимальный возможный аргумент. Он показывает грани единства: говорить одно, не иметь разделений, быть в одном духе и мыслях. Одного интеллектуального согласия в доктринах недостаточно.
Быть «в одном духе» означает единодушие – когда люди одинаково понимают, верят и чувствуют, создавая гармонию. Это нечто, что трудно сформулировать, но верующие распознают «своих».
Павел говорит не только о формальном членстве в церкви, но о семейственности. Нельзя быть просто записанным в списке и исповедовать ту же доктрину – нужно быть частью семьи.
Разделения в церкви недопустимы. Хотя в Писании говорится «между вами будут разделения, дабы проявились искусные», это констатация факта, а не одобрение. «Искусные» нужны именно для восстановления единства. В одной церкви не могут существовать группы с разной доктриной, и нельзя принимать в члены церкви человека, несогласного с её убеждениями.
Стихи 11-12: «Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»».
В Коринфской церкви возникли споры не об учении, а о статусе: «я Аполлосов», «я Кифин», «я Христов». Верующие апеллировали к тому, кто их крестил, считая это основанием для большей власти и почёта.
Эта проблема даже хуже доктринальных разногласий – здесь грубо и топорно выстраивается иерархия на бессмысленном основании. Почему крещённый Кифой должен быть «круче» крещённого Павлом? Разницы нет, но это стало аргументом.
Такой подход был исторически привычен – в Иерусалиме существовали разные школы раввинов, где ученики более уважаемого учителя претендовали на больший почёт. Эту мирскую практику перенесли в церковь.
По сути, это замаскированное стремление к самовозвышению, чтобы другие «поклонялись». И поскольку Павел обращается к верующим, значит эта склонность присутствует и в нас сегодня. Вопрос не в том, есть ли она, а в том, где она и сколько её осталось. Если перестать с этим бороться, проблема быстро разрастётся.
Аргумент Павла против этого прост, и удивительно, как коринфяне сами не догадались.
Стих 13: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?»
Павел задаёт ключевые вопросы: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» Он указывает, что коринфяне оторвали саму суть христианства от своей жизни.
Павел напоминает главное: христианство – это Христос, распявшийся за нас. На этом заканчиваются все «заслуги» верующих. Никто не заработал своё спасение или право креститься у определённого лидера. Павел переходит к прямым аргументам, чтобы донести эту истину.
Стих 14: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,»
Павел благодарит за это, потому что иначе не смог бы говорить с коринфянами как сторонний наблюдатель, не вовлечённый в их разделение на группы. Если бы он крестил многих, его слова могли быть восприняты как часть этой сегментации церкви, где статус определяется тем, кто кого крестил.
Стих 15: «дабы не сказал кто, что я крестил в моё имя.»
Павел предполагает, что коринфяне могли настолько исказить суть, что стали бы утверждать, будто Павел крестил в собственное имя.
Крещение в имя Иисуса Христа означает погружение в Его учение. Гипотетическое крещение в имя Павла означало бы крещение в учение Павла. Проблема не в том, что учение Павла было неправильным, а в том, что оно не было его собственным – Павел передавал учение Христа.
Такой сдвиг с Бога на человека подобен тому, что сделали православные, когда заявили, что церковь, а не Библия, является «столпом и утверждением истины». Это перенос авторитета с учения Христа на учение церкви, что сразу порождает вопросы: «А какая церковь? Католическая или православная? Чем ваша церковь отличается от нашей?»
Стихи 16-17: «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.»
Благовестие — это ключевая идея миссии Павла.
Христос посылал учеников: «Идите, научите, крестя их...» Но в греческом оригинале это звучит как «обученичивайте, идя, крестя, уча тому, чему я вас учил». Павел подчёркивает, что физическое крещение вторично – его главная задача погрузить в учение, а не в воду. Кто именно совершит обряд, уже не имеет значения.
Коринфяне перефокусировались с сути крещения на форму. Когда форма становится важнее, начинают иметь значение внешние регалии: кто крестил, правильная ли вода, полностью ли окунули. Суть же крещения – погружение в смерть и учение Христа, воскресение для жизни с Ним. Главное – посвятил ли себя человек, умер ли для себя, воскрес ли для Бога.
Павел добавляет: «Не при мудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Это важное напоминание. Простота Евангелия — его сила, как в случае с разбойником на кресте, получившим спасение без сложных рассуждений. Павел, получивший образование у Гамалиила, обладал сложным многоуровневым мышлением, но понимал, что излишняя мудрёность может затмить простоту Евангелия. Иногда важнее просто обнять человека или сказать: «Не умничай, просто не бросай».
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» – этот стих концентрирует суть Евангелия.
Главные мысли:
1. Единство в церкви должно быть основано на авторитете и изучении слова Божьего и выражено в отношении любви друг к другу
2. Осознание сути Евангелия не позволит перефокусироваться с сути на форму церемонии
3. Церковь без единства не церковь
4. Главная задача церкви — смысл благовестия в Евангелии
5. Крещение является последующей опцией, когда человек погружается в учение Христа
Качества Бога:
1. Правильный (ставит все на свои места)
2. Бог порядка
3. Нежный
4. Врачующий
5. Умоляющий
6. Бог единства
Практическое применение:
1. Обращать внимание на порядок, характер энергии и единство в церкви
2. Следить за возможными поводами для разделений и быстро их разрешать
3. Не возвышаться друг над другом, а в смирении принимать любовью друг друга
4. Перед крещением обеспечивать хорошее погружение крещаемого в учение
5. Фокусироваться не на форме крещения, а на том, что происходит в сердце человека