Стихи 18-19: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»»
Интересно сравнить мирской подход и наш. Павел говорит: «Послал не крестить, а благовествовать». Разве можно крестить без благовестия? Технически можно, как у православных, но это не имеет духовной силы. А можно ли благовествовать без крещения? Да, и это важнее.
Что такое благовестие и крещение? Благовестие – это погружение в учение Христа, крещение – обещание Богу доброй совести через веру. Представим: один человек крестит другого, произнося правильные слова, а другой – полноценно благовествует, и человек принимает Евангелие. Какой процесс духовно состоялся? Второй, потому что без принятия Евангелия крещение – пустой ритуал.
Пример разбойника на кресте разрушает религиозные ритуалы. Павел подчеркивает: главное – благовестие, а не техническое крещение. Если благовестие полноценно, но крещения не было (например, человек умер), это не проблема. Но если крещение есть, а благовестия нет, это бессмысленно. Человек, принявший Евангелие, должен креститься, но это следствие, а не причина спасения.
В Коринфе люди гордились тем, кто их крестил, придавая вторичному моменту слишком большое значение. Павел же говорит: важно только имя Христа, а не имя крестителя. Он ставит благовестие выше крещения, потому что без него крещение теряет смысл.
Гораздо важнее сила Евангелия, чем то, кем ты крещён – Аполлосом, Павлом или Петром. Для погибающих главное – кто крестил, а Евангелие вторично. Павел испытывает сердца: что для вас важнее – имя крестителя или учение, в которое вы уверовали? Значение имеет не личность крестителя, а то, во что вы погрузились, что приняли. Это перекликается с посланием к Римлянам.
«Слово о кресте для погибающих – юродство, а для нас, спасаемых, – сила Божья». Писание говорит: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну». Где мудрец, книжник, совопросник века сего? Павел подчеркивает: все философствования, споры о том, кто кого крестил, какая школа или принадлежность – вторичны. Евангелие – просто, ясно и первично. Бог обратил мудрость мира в безумие.
Стих 20: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»
Кто распял Христа? Элиты общества, «мудрецы века сего», потому что Евангелие слишком простое и ясное, а потому трудное для принятия. Люди привыкли к принципу «дашь на дашь» и считают, что Божье расположение нужно заслужить. Но Евангелие говорит: ты ничего не можешь сделать, чтобы заслужить спасение, и это вызывает сопротивление. Человек думает: «Я никому не должен, я сам рассчитаюсь». Однако Евангелие утверждает: ты не Бог, есть только один Бог, и у тебя нет ничего, чтобы Ему дать.
Пример – Иоанна 3:16: «Нужно лишь уверовать, что Иисус умер за тебя». Звучит просто, но поверить трудно. Клайв Льюис в «Расторжении брака» описывает человека, который отказывается от рая, потому что не хочет принимать ничего даром, считая, что всего добился сам. Ад ему ближе, чем рай, который даётся незаслуженно. Если бы рай можно было заслужить, это не был бы Божий рай.
Заслужить Божье расположение невозможно – ни грешникам, ни безгрешным ангелам. Бог возлюбил мир не из-за наших заслуг, а по Своей воле. Даже безгрешное человечество не могло бы заслужить Его милость. Угодить Богу можно только верой – верой в жертву Христа, в то, что всё сделал Бог. Его расположение – это Его решение, а не наша заслуга. Если бы мы могли достичь Его, Бог не был бы бесконечным.
«Слово о кресте для погибающих – юродство, а для нас, спасаемых, – сила Божья». Погибающие считают себя богами, думая, что могут обойтись без Голгофы. Но для спасаемых ясно: Божье величие недостижимо, и только Его милость возносит нас.
Стих 21: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.»
Человеческая мудрость оказалась бессильной – она не смогла постичь Бога таким, каков Он есть. Но Сам Бог избрал иной путь – и в этом Его воля, в этом основа всего. Он решил по-Своему.
Не через знамения, которых ждут одни, не через мудрость, которой ищут другие. А через то, что кажется слабостью и безумием – через распятого Христа.
Для одних это преткновение, для других – нелепость.
Но для тех, кто слышит и верит, это становится и силой, и истинной мудростью.
Стихи 22-24: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость;»
Иудеи требуют чудес, эллины ищут мудрости, но и те, и другие считают себя выше Бога, требуя от Него доказательств. Они относятся к Богу как к равному, которому нужно их убедить: «Докажи, что Ты круче меня чудом или мудростью». Это перекликается с коринфской проблемой – гордостью за то, кто крестил.
«Мы же проповедуем Христа распятого – для иудеев соблазн, для эллинов безумие». Для эллинов безумие – идея воскресения, ведь они не верили в него, а человеческую мудрость, которую Бог отвергает. Павел в Ареопаге говорил о Боге-Творце, и это принимали, но идея, что Бог может быть убит, умереть и воскреснуть, была для них абсурдом. Эллины привыкли манипулировать богами через жертвы, контролируя духовный мир, поэтому Евангелие о прощении и искуплении для них – безумие.
Для иудеев же соблазн в том, что Иисус – Бог, ведь они верят в одного Бога-Отца и не могут принять идею «двух богов». Также их возмущает, что Христос допустил Своё распятие. Обе группы сходятся в неверии, что Бог может так действовать.
Для неверующих – и иудеев, и эллинов – Бог должен доказывать Себя в их формате, ведь они считают себя богами. Но для верующих, призванных из иудеев и эллинов, Христос – Божья сила и премудрость, а не человеческая мудрость. Верующий принимает, что всё в руках Бога, и Его премудрость выше, даже если кажется глупостью испорченному уму.
Стих 25: «потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.»
Божья «немудрость» превосходит человеческую мудрость, а Божья «немощь» сильнее человеческой силы. То, что кажется людям слишком простым или странным в Божьем плане, на самом деле превосходит все человеческие достижения. Даже самое «немудрое» у Бога мудрее любого человека, а самое «немощное» сильнее всех людей вместе взятых. Парадокс Евангелия в том, что его простота и кажущаяся слабость (распятый Христос) содержат в себе высшую мудрость и силу, недоступные человеческому пониманию.
Стих 26: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;»
Павел возвращается к исходной проблеме коринфян — их соперничеству о том, кто кого крестил, кто лучше и круче. Он обращает их внимание на абсурдность такого поведения: «Вы хотите быть похожими на мир? Хотите таким же способом друг перед другом выставиться?»
Вместо этого он призывает отдать всю славу и хвалу Богу, честно признав собственную незначительность. Среди коринфян мало кто мог похвастаться знатностью или мудростью по мирским меркам: «Немного из вас мудрых по плоти, немного сильных, немного благородных».
Павел подчеркивает, что всем нужно смириться перед Божьей премудростью, потому что даже малейшее Божье действие превосходит любую человеческую мудрость. Это требует абсолютного доверия Богу, даже когда мы не понимаем Его путей или нам кажется, что мы могли бы сделать лучше.
Истинная вера проявляется в признании своей незначительности и полном доверии Божьей премудрости, а не в хвастовстве человеческими достижениями или связями.
Стихи 27-30: «но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,»
Павел переворачивает мирские ценности, показывая, что Бог избирает не элиту общества, а обычных людей. Он задает риторический вопрос: будут ли в Царстве Небесном представители власти и элиты? Возможно, некоторые, но большинство спасенных — это простые люди, которых Бог «выковыривает» из разных углов жизни: из тюрем, больничных коек, из одиночества.
«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное, и незнатное мира, и уничиженное, ничего незначащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее.»
Мирская сила («Ахмат — сила» и другие подобные лозунги) ничего не значит перед вечностью. Никто из сильных мира сего не может своим решением обеспечить себе вечную жизнь. Они цепляются за то, что «ржа и моль съедают», за временные ценности, которые в итоге не будут иметь значения.
Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, освящением и искуплением». Каждый верующий может вспомнить время, когда всё это казалось ему безумием, сектантством или фанатизмом. Но Божья мудрость открыла нам новую реальность, где главное — сам восхитительный Бог. Теперь мы живем рядом с настоящим чудом, которое нас не отвергает.
Стих 31: «чтобы [было] как написано: «хвалящийся хвались Господом».»
Павел призывает: «Хвалящийся, хвались Господом». Это заставляет задуматься: как мы идентифицируем себя в разговорах с неверующими? Какое первое впечатление о нас складывается у людей? Видят ли они, что мы принадлежим Христу?
Чем мы хвалимся в первую очередь? Своей работой, хобби, достижениями? Мы хвалимся тем, чем восхищены, что поглощает нашу жизнь. Прославление Бога — не занудная обязанность, а естественная реакция души на величие Бога. Хвалиться Христом можно только когда ты искренне восхищен Им.
Это не только констатация факта, но и императив — призыв к действию. Если возникает разрыв между тем, чем мы восхищены, и тем, кем должны хвалиться, значит что-то не так в наших отношениях с Богом. Возможно, мы охладели.
Нам открыта дорога к Богу, разрушены все преграды: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам». Нужно самим прилагать усилия, чтобы наполниться Богом, размышлять о Нем, как псалмопевец: «Ночью размышляю о законе Твоем».
Чем человек наполнен, то из него и выходит. Если мы углубляемся в познание Христа, то о чем бы нас ни спросили, мы будем говорить о Нем. «Вшивый про баню, а христианин про Христа».
Помните: наша земная жизнь — лишь маленький отрезок на бесконечном канате вечности. Мир кричит о значимости земных достижений, забывая, что душа создана для вечности и наполнить её может только Бог. «Я вас подниму, а их нет» — разве это не причина славить Господа?
Главные мысли:
1. Премудрость земная упраздняется Богом, а Божья премудрость открывается во Христе по вере
2. Инвестиция в Царствие Божие — самое выгодное вложение, приносящее прибыль размером в вечность
3. Для верующих должна быть только одна ценность — жертва Христа (Евангелие), без которой никто не имеет ценности перед Богом
4. Людям невозможно познать Бога человеческой мудростью — простота и сила слова доступна верующим, а для мудрых мира это безумие
5. Бог настолько велик и прославлен, что все заслуги человека мизерны и незаметны на Его фоне
6. Заслужить Божье расположение невозможно, его можно только получить даром
7. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрое, и немощное, чтобы посрамить сильное
Качества Бога:
1. Премудрый
2. Парадоксальный (с точки зрения человека)
3. Бог сирых, убогих, немощных, немудрых и незнатных
4. Великодушный
5. Любящий
6. Самодостаточный (мы Ему не нужны, а Он нам нужен)
7. Суверенный
8. Милосердный (спасает не по заслугам)
Практическое применение:
1. Хвалиться Господом всегда во всех обстоятельствах, искать возможности засвидетельствовать о своем спасении
2. Вкладываться в вечность, а не в земную жизнь (как инвестиция с гарантированным ростом)
3. Жить так, чтобы окружающие понимали, что мы христиане
4. Относиться к людям и церкви как к равным себе прощенным грешникам, имеющим значимость только во Христе
5. Не превозноситься над другими, но и не умалять значимость, которой Бог наделяет человека
6. Высоко ценить присутствие Духа Святого в людях