1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.4:15-21

Дополнение и уточнение стихов 1-2 4 главы.

Я говорил, что это относится к любому христианину. Однако если посмотреть шире и заглянуть в подстрочный перевод, становится очевиднее: этот текст в первую очередь обращён к апостолам. Павел говорит о себе и соработниках: каждый должен разуметь нас как служителей Христовых. И это не впервые — в посланиях он нередко утверждает свою апостольскую власть, чтобы влиять на ситуацию, когда в той или иной церкви складываются проблемы.

Здесь Павел тоже сталкивается со сложностями, и в этом более широком контексте такой вывод уместен. Признаю, я сначала смотрел слишком узко — будто взял микроскоп вместо телескопа. Применять этот текст к нам тоже можно, но такое толкование не вытекает прямо из самого места.

Например, если Павел говорит о себе: каждый должен разуметь нас как служителей Христовых, то в других отрывках он призывает подражать ему настолько, насколько он подражает Христу: «Подражайте мне, как я Христу». То есть там, где у него получается следовать Христу, — в этом и вы подражайте; где не получается — подражать не нужно. Вот такая поправка.

Стих 15: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.»

В прошлый раз мы остановились на 14-м стихе, чтобы аккуратно подвести сложную тему к ясному итогу. Апостол Павел показывает, что он не просто строгий наставник, который пришёл раздать подзатыльники, всех «закошмарить» и уйти. Он прямо обозначает свою цель: не к постыжению. То есть стыд для него — не конечный результат. Некоторые довольствуются тем, что добиваются унижения, а не плода, но здесь стыд, если и появляется, — не самоцель, а лишь инструмент.

«Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как детей моих возлюбленных». Павел хочет, чтобы изменилось их мышление — чтобы произошла метанойя, внутренняя трансформация души верующего.

Обратите внимание: 14-й стих противопоставляет два подхода — пристыдить или вразумить. А 15-й стих показывает, как это различие проявляется в ролях людей: наставников может быть много, а отцов — мало; и Павел выступает именно как отец, а не просто как учитель.

Итак: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов». Частица «ибо» здесь явно подводит итог предыдущей мысли. Проще говоря: если бы Павел был всего лишь наставником, ему бы хватило того, что коринфяне пристыжены. Но он относится к ним как отец, а потому стремится не к их стыду, а к вразумлению и перемене мышления — к метанойе.

«Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» — этим Павел обозначает и источник своей духовной «отцовской” ответственности, и цель: не унизить, а сформировать в них христоподобный ум и образ жизни. Поэтому и звучит: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». Важен сам тон — «умоляю», а не «приказываю»: это голос настоящего пастыря, который не выкручивает руки, а убеждает сердцем. Он дает им самый наглядный, близкий пример. И смысл, если передать буквально: подражайте мне ровно в том, в чем я подражаю Христу — не шире и не уже.

Этой же целью продиктован следующий шаг: «Для этого самого я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви». То есть Павел заботится о том, чтобы их жизнь и практика выровнялись под единый евангельский стандарт, а не под чьи-то частные мнения.

Отдельно — о выражении «не много отцов». В нашем православном (и вообще церковном) контексте это место иногда понимают как основание называть духовных лидеров «отцами» (падре, батюшка и т. п.), хотя Христос ясно сказал: «никого не называйте отцом на земле, ибо один у вас Отец — Небесный». Павел не требует титула и не добивается обращения «отец Павел». Он описывает реальность: через благовествование он стал для них духовным родителем. Его «отцовство» — не знак почета, а ответственность за рождение и созидание общины. Власть апостола он озвучивает только тогда, когда нужно сдержать грех и остановить разрушительные тенденции; в остальном он максимально близок, готов обнять, утешить, а когда говорит резко — потом переживает об огорчении, но радуется, если это принесло плод покаяния (ср. 2 Кор 7:8–10).

Итак, контраст очевиден: наставников может быть много — они легко довольствуются тем, что человеку стыдно. Отцов — мало: их цель не стыд, а вразумление, перемена ума и жизнь по путям Христовым. Именно так Павел строит разговор с коринфянами.

Стих 16: „Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.“

Это, собственно говоря, еще и важнейший принцип пасторства, который апостол Павел задает всем пасторам и священнослужителям. Этот стих имеет широкое применение.

Должен ли пастор подражать Павлу? Да, об этом говорят прямые библейские тексты. И все верующие должны подражать ему в определенном смысле. Должен ли пастор подражать Павлу в том, как тот заботится о стаде? Безусловно, должен.

«По всему умоляю вас, подражайте мне, как я Христу» — это фундаментальный пасторский принцип, о котором я говорил. Это означает, что жизнь любого пастора должна соответствовать такому стандарту, глядя на который другие могли бы брать пример.

Это не должно быть внешней ширмой. Не должно быть тем, с чем боролся Иисус Христос, обращаясь к фарисеям: «Вы как гробы побеленные — снаружи вроде красивые, а внутри у вас мертвечина».

Это очень высокий стандарт и очень большая ответственность. Ровно то же самое можно сказать о нас как о родителях по отношению к нашим детям. И о каждом из нас как о человеке, который оказывает влияние на кого-то рядом с собой.

Стих 17: „Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви.“

Заметьте, у Павла часто встречаются эти семейные образы: отец, сын. Это характеризует тип отношений, а вовсе не регалии или формальные обращения. Не то что Тимофей называл его «отец Павел» — это говорит о том, с каким сердцем Павел относился к Тимофею и как Тимофей относился к Павлу.

Читая это, понимаем, какую высокую планку это задает. Мы недавно пережили утрату пастора МакАртура — человека высочайших духовных стандартов для нас. Хотя сам он наверняка сказал бы то же самое о Павле, признав, что даже близко не достиг его уровня, и был бы в этом прав.

Когда смотришь на такое пасторство, на таких слуг Божьих, понимаешь, что сам находишься где-то на земле, и задаешься вопросом, как ты вообще можешь заниматься служением. Чувствуешь необходимость серьезно пересмотреть свои подходы, потому что эти люди задают очень высокие стандарты.

Павел продолжает: он посылает Тимофея, «который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви». Здесь — преемственность живого примера. Павел не просто передал набор тезисов; он сформировал в ученике образ жизни, отношение к Писанию, к учению и друг к другу, и теперь этот образ можно увидеть на практике. Недаром он говорит не «о ваших путях во Христе», а «о путях моих во Христе» — то есть предлагает ориентироваться на личный пример, проверенный Евангелием и одинаковый «везде, во всякой церкви».

И это напрямую ведёт к вершине послания — к 13-й главе, гимну любви: коринфяне промахнулись именно в сфере взаимоотношений, и потому им нужен не спор, а показанная в деле любовь.

Применение прозрачно: представьте, что тем, кто под вашим влиянием, вы должны показать характер Христа собственным примером. Насколько это получается? Павел мог с уверенностью отправить Тимофея — потому что хорошо его научил и передал ему свои «пути во Христе».

Стихи 18-20: „Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились; но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.“

Ситуация здесь понятна: Павел отсутствует, и некоторые в коринфской церкви возгордились, возможно, думая, что он не имеет достаточно силы прийти и учить их, или что есть более именитые учителя. Они возомнили о себе нечто и решили, что могут сами всё регулировать, раз Павел не приходит.

О какой силе здесь идет речь? Это жизнеспособность в Боге — наша способность прославлять Христа своей жизнью, проявлять Его характер. Один из признаков этой силы во Христе — способность отодвинуть на дальний план свою гордость ради торжества истины. Чтобы не мое личное мнение выделялось, а сияла сама истина.

Какое неправильное понимание здесь может возникнуть? Возможно, представление о какой-то особой духовной власти: «Отец сейчас придет и всё решит». Коринфяне этим и кичились: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин» — и в этой сегментации они видели силу. Но истинная сила только в Боге, во Христе, и наивысший стандарт — Его Слово.

Может ли здесь иметь место некая мистическая сила? Если такая сила и существует, Павел её проверит. В предыдущих главах говорилось о силе Духа, подразумевая изменение сердец людей: «Мы говорим не человеческой мудростью», и в этом была видна сила.

Павел говорит, что будет испытывать не их слова, а их силу — то есть, насколько их жизнь соответствует тому, что они проповедуют. Как это должно было выглядеть на практике? Павел приезжает, видит лидеров, занявших позицию в церкви, которые неправильно учат и пренебрегают апостольской властью.

Важно помнить о признаках апостольства. Павла сопровождали явления, которые он сам называл «признаками апостола» — прежде всего терпение, но также чудеса и знамения. Это должна была быть совокупность факторов.

Павел знал, что его поставил Бог, и ему было всё равно, сколько гордецов стояло против него. Он шел с уверенностью: «Меня поставил Бог, церковь — это Божье творение, и здесь между мной и церковью кто-то лишний».

Как один богослов пошутил о Давиде и Голиафе: «Давиду нужно было только бросить камень, всё остальное сделал Бог». Павел знал своего Бога и был уверен, что Он не оставит его одного разбираться с этими людьми.

Не Павел был источником силы — единственная власть принадлежала Богу. Задача Павла была прийти и передать то, что ему дано. А там уже Бог разберется, как с жезлом Аарона, который прорастет или останется сухим.

Стих 21: „Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?“

Его финальная реплика — как ушат холодной воды. Это не угроза ради угрозы, а отцовский шанс для церкви остановиться, осмыслить и покаяться до его приезда. Павел не меряется словами — он проверяет силу Божьего Царства, проявляющуюся в реальном преображении. 

Здесь безусловно подразумевается власть — власть от Бога, власть от Царя. И выбор между строгостью или же любовью и духом кротости.

Этот принцип применим повсюду, ведь «мир пожинает плоды правды, посеянной в мире». Точно так же это относится и к воспитанию наших детей. Что эффективнее: громко накричать, утвердить свою власть и установить строгий регламент? Или же с духом кротости и любовью донести своему сыну или дочери, чего хочет Бог, чтобы они исправились?

Этот подход действительно имеет большую силу, если правда сеется в мире. Но для этого, конечно, их воспаленные сердца должны были по-настоящему смириться. Это требует колоссальной работы и действия Духа Святого, чтобы произошла такая трансформация.


Главные мысли:

1. Павел обращается к коринфянам с целью не устыдить их, а привести к покаянию и изменению разума.
2. Любовь, описанная в данном отрывке, происходит от Бога — она не устыжает, а учит, и в церкви должна царить атмосфера такой любви.
3. Павел любит коринфян как своих детей, поэтому дает им возможность одуматься и исправиться.
4. Духовная зрелость определяется не правильными мудрыми словами о жизни для Господа, а силой (»не словами возгордившихся, а силой").
5. Павел призывает коринфян изменяться, глядя на верных, примеры других верующих.
6. Сила Духа Святого проявляется в истине, утвержденной в жизни людей, когда она настолько прочно входит в их жизнь, что становится неопровержимой.
7. Павел ставит выбор: прийти «с жезлом» (строгостью) или «с любовью и духом кротости» — этот принцип применим во всех сферах, включая воспитание детей.
8. Говоря «у вас тысячи наставников, но не много отцов», Павел подчеркивает глубину и близость взаимоотношений, способность жертвовать ради духовных детей, а не формальный статус.
9. Тимофей послан Павлом как «живое письмо» — верный соработник, разделяющий его видение и способный правильно представить его учение коринфянам.

Качества Бога:

1. Любящий
2. Наставляющий
3. Направляющий на путь истинный
4. Дающий милость
5. Учитель
6. Не спешащий наказывать (воспользоваться жезлом)
7. Хранящий истину
8. Испытующий сердца
9. Дающий силу Своим служителям

Практическое применение:

1. Учиться подражать Христу, как это делал Павел: «Подражайте мне, как я Христу»
2. Подражать духовным наставникам, которые сами подражают Христу
3. Стремиться самим стать таким примером, чтобы являть Христа другим
4. Быть достойным примером христианской жизни для окружающих
5. Брать пример с людей, которые подражают Христу — это проще и нагляднее, потому что виден практический пример перед глазами, а не только теоретические изыскания
6. Стараться иметь перед глазами много достойных примеров христианской жизни
23:13
30
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...