1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.6:12-20

Стих 12: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

По сути, обращаясь к первой фразе, хочу подчеркнуть то, что апостол Павел провозглашает повсеместно: «Все мне позволительно» — это истинный гимн христианской свободы. Наш разговор был бы невозможен, если бы мы не жили в той свободе, которую даровал нам Христос.

Заметьте, все дальнейшее рассуждение начинается именно с этого утверждения, которое Павел неустанно провозглашает. При этом он остается верен своему учению: моя свобода не означает дозволенность греха, она означает, что грех меня не уничтожит.

Вспоминается пример из прошлого, когда я, будучи неверующим, играл в компьютерные игры. Представьте ситуацию: вам нужно перепрыгнуть пропасть. Вы подходите к краю, сохраняете игру и прыгаете. Если не долетели до противоположного края и упали, вы просто загружаете сохраненную позицию. Так вы остаетесь «живы» сколько угодно раз, получая бесконечное количество попыток преодолеть препятствие.

Конечно, это примитивный пример по сравнению с той свободой, которую даровал нам Христос. Это не просто механическое сохранение, а Божье решение, Божья любовь, оплаченная очень дорогой ценой. Любое наставление в церкви, любое учение из библейских писаний становится возможным на основе этой дорогооплаченной свободы.

Это не какая-то «халява», внезапно свалившаяся на нас. К сожалению, христиане нередко склонны забывать, какой ценой это далось Христу.

Идем дальше. Весь этот стих замечателен еще и тем, что помогает преодолеть так называемые «серые зоны» — области, которые, как нам кажется, явно не регламентированы в Библии, когда мы затрудняемся принять решение.

Например, нигде в Библии вы не найдете прямого запрета на то, чтобы играть в компьютерные игры ночи напролет каждый день. Но, глядя на этот текст, находим ли мы решение, хорошо это или плохо? Ответ очевиден. Текст помогает нам преодолеть «серую зону», и она перестает быть серой.

Она становится конкретно «черной», если нечто имеет надо мной власть, если это мне не полезно. Это уже не серая зона, а самый настоящий грех, показывающий признаки идола в моей жизни. Если я делаю что-то, что мною владеет и управляет вместо Бога, если я делаю что-то, что мне вредит, очевидно, здесь присутствует идол. Бог так с нами не поступает. Очевидно, здесь проявляется пристрастие к чему-то нехорошему.

Важно помнить, что Павел приходит к этому утверждению о свободе, выходя из предыдущего текста, где он перечисляет серьезные грехи — пьянство, блуд и другие. Это не «серая зона», а то, о чем он пишет в другом месте: есть грехи, которые у святых даже не должны упоминаться.

Но несмотря на это, он всё равно возвращается к теме свободы. Что Павел делает здесь? Говоря о суде за эти ужасные грехи, он всё равно утверждает, что если верующий споткнется, не существует такого греха, который отнял бы его из рук Божьих. Повторю: даже если верующий споткнется и совершит что-то из того страшного списка — не существует такого греха, который мог бы вырвать верующего из рук Христовых. Такого греха просто нет.

Мы сейчас не говорим о грехах, которые полностью завладели человеком, пропитав всю его жизнь. Да, о таких людях, чья жизнь на постоянной основе характеризуется грехом, прямо написано, что они Царства Божия не наследуют. Но это не относится к христианам.

Про верующих здесь написано только одно: «Всё мне позволительно, но не всё полезно. Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»

Стих 13: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.»

Павел переходит к конкретным проблемам Коринфа. Вспомним, что это был не просто языческий город, но место, пропитанное греческой культурой, философией, мистицизмом, оккультизмом и специфическими греческими традициями и грехами.

Система многобожия была там очень развита — как мы неоднократно упоминали, в городе находился храм Афродиты с множеством храмовых блудниц. Храмовая проституция считалась там чем-то обыденным. Заметьте, это был нормальный обиход этого города. Возникло даже выражение «коринфовать» — то есть вести себя как коринфяне, что в других народах воспринималось как нечто неприличное. О коринфянах говорили, что у них есть обыкновения, которые считались аморальными даже среди неверующих народов.

И вот мы говорим о христианах, к которым обращается Павел, у которых, как сказали бы врачи, были эти привычки. Они вышли из этой среды с такими привычками, и мы уже говорили в начале разбора послания о том, что эти привычки, вероятно, глубоко в них укоренились.

Посмотрите, насколько несерьезным было их отношение к греху блуда, что они даже оправдывали человека, который жил со своей мачехой — с бывшей женой своего отца. У них было отношение к сексу как к чему-то несерьезному: «Ну что серьезного? Пусть делает, что хочет». К тому же, они считали: «Нас крестил Кифа, нам всё можно. Мы особенная каста». Сложно представить, что происходило в их головах, но видно их заниженное, недостаточно серьезное отношение к грехам, особенно к сексуальной распущенности.

Фраза в 13 стихе «пища для чрева и чрево для пищи» (буквально в греческом «пища – желудку, желудок – пище») была, скорее всего, поговоркой. И, вероятно, эта поговорка имела более широкое значение, чем просто о еде. Коринфяне, видимо, использовали её для оправдания сексуальных грехов.

Павел берет эту поговорку, подтверждает её основу, но реформирует: «Пища для чрева и чрево для пищи, безусловно». И продолжает: «но Бог уничтожит и то и другое». Тем самым он показывает временность желудочно-кишечных процессов. Он продолжает, чтобы исключить их привычное расширительное толкование на всё тело, подчеркивая, что тело имеет гораздо большее значение, чем просто физиологические процессы.

«Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». Тело целиком имеет несравненно большее значение, чем отдельные его функции. Поэтому нельзя переносить отношение к желудку на всё тело.

Вспомните, откуда взялось течение гностицизма? Эллинистическая философия породила его, утверждая, что всё материальное, включая тело, плохо и ничего не значит. Отсюда рождались два вывода: первый — можно делать с телом что угодно, это не имеет значения, главное, чтобы дух был «в верующем состоянии»; второй — тело настолько плохое, что его нужно всячески угнетать.

Как понимаете, оба вывода неверны. Писание придает телу гораздо более высокое значение. Павел утверждает: «Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела», поднимая значение тела максимально высоко.

Что делает грех блуда с этой библейской истиной? В первую очередь, искажает Божий замысел, обесценивает тело, хотя оно создано Богом для того, чтобы быть храмом Бога живого.

Павлу нужно было говорить об этом именно коринфянам. В таком контексте он больше не обращается ни к какой другой церкви. Именно коринфян нужно было «встряхнуть», потому что у них исказилось представление о значимости сексуальных отношений.

Поистине прекрасный процесс, задуманный Богом для брака, благодаря которому заключается союз, названный в Писании «одна плоть» (именно о сексуальном завете идет речь), может или всю жизнь радовать, или всю жизнь угнетать. Другого не дано. Это очень важно. Но когда Божий замысел о сексуальных отношениях искажается, последствия бывают печальными.

Стих 14: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.»

Продолжая поднимать значимость тела, Павел делает ещё один важнейший шаг: показывает, что тело имеет не только временное, но и вечное предназначение.  

Коринфяне склонны были думать о теле несерьёзно: «Ну тело — это так, оболочка; что с ним — неважно». Но Павел решительно обрывает такие рассуждения. Он напоминает: у Бога есть замысел, и этот замысел включает не только душу, но и тело. Христос был воскресён не в виде бесплотного духа, а в теле. И Павел утверждает: точно так же будет с каждым из нас.  

Это возвышает значение тела до предела. Тело — не временный скафандр, который можно использовать как угодно и потом выбросить. Нет, оно предназначено для вечности, и потому получит участие в воскресении. И вот где открывается цель: Бог желает, чтобы наше тело стало частью Его замысла навсегда, чтобы оно было преобразовано Его силой и разделило славу воскресения.  

Таким образом, Павел не просто защищает тело от презрения или распущенности. Он указывает на его высшее предназначение: тело — это сосуд для Божьей славы, и оно включено в план вечной жизни.

Стихи 15-18: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.»

Далее Павел говорит: «Соединяющийся с блудницей становится с ней одна плоть». И вот здесь видно, в чём трагедия: сексуальный грех имеет разрушительную силу особого рода. По сути, ни один другой грех не унёс столько жизней и судеб. Ни алкоголизм, ни наркомания, ни даже войны не оставили за собой такой глубокой и массовой раны человечеству, как сексуальная распущенность.  

Не случайно именно этой теме в Писании уделено так много внимания. Посмотрите на книгу Притчей: сколько предупреждений оставил Соломон! Сколько раз Писание говорит о последствиях, сколько боли оно вскрывает, сколько ловушек указывает. И почему? Потому что этот грех очень коварен: он обещает одно лишь удовольствие, но никогда не раскрывает цену, которую человек заплатит.  

Всё начинается с привлекательности, но постепенно человек оказывается захвачен, увлечён всё глубже. Он даже не задумывается, что это обязательно закончится трагично. А чем сильнее он врастает в этот грех, тем мучительнее и болезненнее будет разрыв.  

И вот в таком контексте звучат слова апостола: «Разве не знаете, что тела ваши — члены Христовы? Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» Эти слова должны буквально потрясти любого, кто считает сексуальный грех чем-то малозначительным. Павел рисует предельно сильный контраст: то, что принадлежит Христу, соединяется с нечистотой. Это должно подстегнуть сердце к покаянию, к воплю перед Богом.  

И хотя, возможно, у нас сегодня это не столь актуально в буквальном повторении коринфских грехов, мы не можем пройти мимо этих текстов. Они звучат, они обличают, и мы должны услышать в них истину.  

Здесь проявляется ещё одна черта коринфской церкви. Если собрать вместе всё, что Павел пишет об их жизни, картина выглядит ужасающей: разделения, конфликты, гордость, теперь ещё и сексуальная распущенность. Кажется, хуже уже придумать невозможно.  

Но вот парадокс: именно этим людям Павел продолжает писать. Он наставляет их, обличает, но при этом не отнимает у них названия церкви, не вычеркивает их из числа верующих. Это невероятный штрих, который показывает, насколько велика Божья милость и как глубоко Павел понимает силу благодати.  

Стих 19: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»

Наши тела — это храм Бога Живого. И Павел задаёт вопрос: какое положение здесь оказывается Христос, если верующий, в чьём теле живёт Его Дух, идёт на грех блуда? Получается абсурдная и страшная картина: Христос, живущий в нас, как будто бы «ввязывается» в то, что человек делает.  

Конечно, Христос Сам не осквернится. Он свят, и никакой грех Его не запятнает — так же, как солнечный луч, падающий на помойку, остаётся чистым. Но при этом имя Христа срамится. Через поступки верующего Христос оказывается выставлен в бесчестье.  

Павел говорит предельно ясно: «Тела ваши — члены Христовы. Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» Глубина ситуации открывается в том, что сексуальный союз — это не просто акт, а становление «одной плоти». Поэтому соединяющийся с блудницей делается одной плотью с ней, а соединяющийся с Господом — одним духом с Ним. И тогда выходит что-то вроде духовного «Франкенштейна»: человек, призванный быть одним духом с Господом, одновременно связывает себя единством плоти с грехом. Именно в этом ужас, о котором Павел предупреждает коринфян.  

И как это было актуально тогда, так, увы, это актуально и сегодня: мир всё больше становится похож на тот древний Коринф. Даже среди верующих отношение к сексуальной распущенности нередко слишком легкомысленное, словно «это не так уж серьёзно».  

Дальше Павел напоминает: «Разве вы не знаете, что тела ваши — храм Святого Духа, Который живёт в вас?» И обратите внимание: здесь нет никаких оговорок. Чтобы проиллюстрировать это, можно прочитать текст «наоборот», неправильно: «Может быть, ваши тела станут храмом… возможно, если Дух когда-нибудь поселится в вас… если будете себя хорошо вести…» Но Писание так не говорит!  

Апостол утверждает: даже этим коринфянам, у которых было полно проблем и падений, Дух Святой принадлежал уже сейчас. Они уже являются храмом Божьим, не «когда-нибудь потом», а сейчас, среди их борьбы и несовершенства. И это принципиально важно. Никаких спекуляций: «если я сделаю что-то особенное, то получу Духа». Нет. Сам факт веры — это уже свидетельство того, что Дух в человеке живёт.  

Поэтому вопрос не стоит так: «Ну я ведь пока слабый верующий, значит, мой грех не так оскорбит Бога». Нет. И слабый, и сильный, и «средненький» верующий одинаково носят в себе Духа Святого. И любой грех — это оскорбление Духа, потому что Он реально присутствует в нас.  

И ещё Павел говорит ключевое: сам факт того, что в тебе есть Святой Дух, — не твоя заслуга. Это не результат твоей успешности или твоего «уровня духовности». Это целиком Божий дар, Божья инициатива, Божья заслуга. Поэтому хвалиться нечем, а ответственность — великая: тот, в ком живёт Святой Дух, не принадлежит себе.

Стих 20: «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»

Павел прямо заявляет: «Ваша природа уже иная. Вы — другие». В вас живёт Сам Святой Бог. Эталон святости. Эталон силы. Эталон победы над грехом. Эталон любви. Тот, Кто уже сокрушил грех, — живёт внутри вас.  

И вот главный вызов: если мы не научимся радоваться этой новой природе, если не будем находить радость в Боге, то радость мы всё равно будем искать — только уже в другом. А значит, какой-то грех обязательно нас увлечёт, какой-то соблазн утащит. И тогда верующий окажется в самом жалком положении: он — дитя Божье, носитель Духа, но живёт как в цепях, влача бессмысленную борьбу с мелочными грехами, которые становятся непереносимой ношей.  

Единственный выход — прилепляться к Богу. Он — единственный источник настоящей радости. Видеть Его руку в каждом дне, замечать Его заботу, узнавать Его в малом и в великом. Начинать каждое утро с того, чтобы напитаться Им, а не собственными силами. Потому что если не будем наполняться Богом, грех обязательно найдёт, за что зацепиться, и сделает нас самыми немощными верующими на свете. Хотя в нас есть сила, которая способна превратить нас в совсем других людей.  

Павел подводит итог: «Вы куплены дорогою ценою. Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи». Это потрясающее утверждение.  

Важно правильно понимать, что значит «драгоценная цена». Здесь речь не о каком-то богаче, который за счёт своих богатств раздаёт выкуп, как будто это для него пустяки. Нет, Христос — не магнат, не «Небесный Рокфеллер» с бездонными карманами. Цена за нас — это Его жизнь, Его страдание, Его крест, Его сердце, наполненное любовью. Именно эта любовь стала источником Жертвы.  

Вот об этом и стоит думать каждый раз, когда грех подступает близко. Не о своих «духовных силах», не о страхе перед наказанием, а о сердце Христа. О том, что мы куплены Его любовью. Вот это — надёжный якорь. Вот это — прочнейшее основание для победы. 


Главные мысли:

1. Наша свобода во Христе — это свобода не грешить, а не свобода для греха. У неверующих такой свободы нет.
2. Наши тела принадлежат Богу и являются храмом Святого Духа. Когда мы отдаем наши тела порабощению грехом, любой грех совершается верующим в «святое святых», где обитает Бог.
3. Совершая грех, мы невольно делаем Христа соучастником наших пороков.
4. Свобода, дарованная Христом, нужна не только нашей душе, но и нашему телу.
5. Святой Дух живет в нас даже тогда, когда мы грешим, и это должно обличать нас, когда мы отклоняемся от пути.
6. Самый лучший способ противостоять искушениям — это искать близости со Христом (цитата Сперджена).
7. Мы куплены дорогой ценой — это не просто «банковский депозит», а жертва безмерной ценности. Поэтому наше естественное состояние — прославлять Бога и в телах, и в душах наших.
8. Мы принадлежим Богу, а не себе. Наша ветхая природа уменьшается, а внутренний человек, принадлежащий Богу, растет.
9. Любой грех не должен обладать верующим, но сексуальные грехи особенно опасны, потому что физически оскверняют храм Святого Духа.
10. Отличие сексуального греха от других в том, что он направлен против собственного тела.
11. Каждый верующий — как клетка тела Христова. Грешить против своего тела блудом подобно тому, как отрезать или выбросить часть собственного тела, что абсурдно с точки зрения логики.

Качества Бога:

1. Святой Бог — эталон чистоты и святости, совершенно отделённый от греха.  
2. Воскрешающий Искупитель — тот, кто воскресил Христа и воскресит нас силой Своей.  
3. Бог Свободы — Он Сам свободен и дарует свободу Своим детям, освобождая их от власти греха.  
4. Чистый Бог — в Нём нет никакой скверны и компромисса с грехом, в отличие от падшего мира.  
5. Бог с великим замыслом — имеющий грандиозный, вечный план о человеке и его теле, которое предназначено не для тленного, а для воскресения и славы.  
6. Любящий Бог — Его искупление проистекает не из «ресурсов», а из сердца, полного любви. 

Практическое применение:

1. Жить в свободе от греха — благодаря Христу у нас есть сила не грешить, и нужно возрастать в этой свободе.  
2. Прославлять Бога в телах и душах — наши поступки, дела, образ жизни должны быть свидетельством Божьей славы.  
3. Бегать блуда — активно избегать ситуаций, мест и обстоятельств, которые подталкивают ко греху; не заигрывать с искушениями, а обходить их стороной.  
4. Держаться подальше от «серых зон» — освещать свои поступки Божьим светом, проверяя: назидает ли это, прославляет ли Бога? Если нет — это опасная территория.  
5. Напоминать себе о дарах Бога — помнить, что у нас уже есть сила побеждать грех, и вовремя включать её в действие.  
6. Сознательно вспоминать о цене искупления — помнить, что свобода от греха была куплена дорогой ценой — жертвой Христа, и держаться этого, когда искушение близко.  
7. Жить так, чтобы окружающие видели добрые дела и через это прославляли Отца Небесного.
21:15
2
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...