Стихи 1-3: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»
Ситуация, описанная в вопросе, очевидна – информация дошла до Павла, что послужило еще одним поводом для разделения. Коринфская церковь, несомненно, лидирует по количеству разделений и споров. Кажется, Господь допустил там проявиться всем возможным сценариям конфликтов.
Суть проблемы ясна: братья имеют претензии друг к другу, по-видимому, материального характера, и решают их через светский суд. Павел же вопрошает: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?»
Эти вопросы сразу вызывают недоумение – откуда мы должны это знать? Павел говорит так, будто неоднократно объяснял коринфянам, что они будут судить мир и ангелов. Однако в предшествующих текстах нет упоминаний об этом. Видимо, это знание было передано им ранее и воспринималось как очевидный факт.
Принимая это утверждение, возникает вопрос: как именно мы будем судить мир? Возможно, как свидетели определенных событий. Еще менее понятно, как мы будем судить ангелов. Можно предположить, что речь идет о падших ангелах или бесах, подобно тому, как апостолы изгоняли их из людей.
Если мы действительно будем участвовать в каком-то судебном процессе, то должны обладать определенным правовым статусом и необходимыми знаниями. Кем мы будем в этом процессе? Присяжными? Но зачем нужны присяжные, если окончательный вердикт выносит Бог?
Это утверждение Павла остается загадочным. Вероятно, речь идет о суде у Белого престола, хотя там судьей назван Бог, а не мы.
Комментарий МакАртура предлагает следующее объяснение: христиане будут помогать Христу судить народы в Тысячелетнем Царстве, поэтому они достаточно наполнены истиной, Духом и дарами во Христе, чтобы решать житейские вопросы. Что касается суда над ангелами, слово, переведенное как «судить», также означает «править» или «управлять». Поскольку Господь будет судить падших ангелов, эта фраза, вероятно, означает, что в вечности нам будет дана некоторая власть над святыми ангелами, которые являются служебными духами для святых.
В Откровении описан эпизод, когда Иоанн падает перед ангелом, желая поклониться ему, но ангел останавливает его, говоря, что он лишь сослужитель.
Даниила, глава 4, стих 22: «Пока не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые».
Вот это место приводится в комментарии. Можно понять это следующим образом. Вспомним притчу Иисуса Христа о вдове, которая приходила к нечестивому судье с просьбой рассудить её, потому что её притесняли. В ней описывается житейская ситуация, когда обычные судьи, часто подкупленные богатыми или зависимые от них, не вершили праведного суда.
В этом смысле, возможно, нам будет дан суд — Бог нас возвысит, а нечестивых осудит. Таким образом, суд будет дан нам. Конечно, это всё немного странно и интригует. Хотелось бы увидеть, как это будет происходить в действительности.
Вернёмся к нашему тексту, который приоткрывает завесу тайны. Судя по всему, Павел ссылается на модель, которая ему сверхъестественным образом открыта больше, чем нам. Идею той будущей модели он переносит на наше время. Откуда он взял эту модель – неизвестно, но у него были полномочия получать откровения от Иисуса Христа. И вот эту модель, очевидно известную коринфянам, он переносит на текущую ситуацию, касающуюся обычного земного суда между братьями.
Соответственно, можно предположить, что подобная модель будет действовать и в будущем, когда начнется настоящий суд. Мы каким-то образом станем участниками этих процессов, возможно, в роли выносящих вердикт «виновен» или «невиновен». Звучит это немного странно, учитывая, что судья – Бог. Хотя, возможно, Он будет осуществлять суд, используя нас как инструмент. Может быть так, а может и иначе – хотелось бы больше разъяснений.
Пока у нас есть только догадки о применении того принципа, который будет действовать на небесах, здесь на земле. А принцип этот – обыкновенный суд, определяющий, кто виновен, а кто невиновен.
Если вернуться к мысли, что мы будем судить ангелов и мир, и вспомнить, как Иоанн пал на колени перед ангелом, становится немного неуютно. Трудно представить себя в роли носителя власти и божественных полномочий. Это смущает, особенно учитывая, что мы ничего не заслужили. Всё хорошее в нас – лишь потому, что Христос умер за нас, а сами мы продолжаем совершать ошибки, неправильно думать и поступать.
И при этом нам предстоит еще кого-то судить, когда самим бы удержаться и устоять. В общем, всё это звучит грандиозно, но одновременно смущает и накладывает ответственность. В этом смысле даже становится немного страшно.
Стихи 4-6: «А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными.»
Павел поставил их в такое положение, привел их к этому состоянию. Он говорит им: «Вы вообще понимаете, какой статус у вас будет? Судя по всему, не понимаете. Вы по-прежнему ведете себя как рабы. Но вы не рабы! У вас совершенно другой статус. Вы представители царя. И вы, представители царя, идете, грубо говоря, к плебеям судиться. Понимаете? Вы, представители царственного священства, идете судиться к рабам».
То есть он их таким образом встряхнул — что вы съехали со своего статуса, не понимаете реального положения вещей. Это, наверное, первый из его аргументов. «Имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви». То есть, включая и в царстве Божьем ничего не значащих.
Был случай, как в Голландии судья пристыдил христиан. Он или она прочитала это место из Писания, когда верующие пришли судиться, и пристыдила их.
Бог просто проговорил через «ослицу». «Что же вы делаете? Возьмите одного из вас. Но брат с братом судится, и притом пред неверными».
Стихи 7-8: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.»
Насколько это сегодня унизительно, когда в церквях у людей возникают споры? Я бы сказал, это не просто унизительно — это тяжело и болезненно каждый раз, когда внутри церкви такое происходит.
Недавно приведу свой пример: я делал сайт, даже нанял помощника — неверующего программиста — чтобы выполнить заказ для двух верующих братьев (как мне тогда казалось; позже я в этом усомнился). Они поступили очень некрасиво: изначально была оговорена цена, а потом заявили, что объёмы, за которые собирались платить, будто бы многократно больше, и отказались платить программисту за его работу. В итоге обманули на 54 тысячи. Работу они так и не сделали, продукта не получили, а программист — неверующий — всё это видел. Он знал, что я верующий, и что мы делаем сайт для верующих. Картина была крайне болезненная. Пришлось из своих средств хоть как-то ему компенсировать работу и закрыть заказ.
Особенно больно, когда среди верующих ожидаешь приличия и честности. Одна из сестёр тоже сталкивалась с похожими, тяжёлыми случаями: в церквях начинаются перетягивания, обманы, финансовые истории — а ты ведь ждёшь от христиан совсем другой картины. Со временем понимаешь: это не верующие, а люди, использовавшие статус верующих, чтобы получить преференции. Хотя у неё, кажется, всё закончилось более-менее благополучно: отношения смягчились, может, не до конца, но стало лучше. К несчастью, некоторые из нас знают, что это такое, и знают, насколько это действительно болезненная тема.
Особенно плохо, когда между братьями нет адекватного арбитра, который мог бы по-настоящему рассудить. В той моей истории так вышло, что в курсе оказался пастор другой церкви, который и порекомендовал мне того работодателя. Разбираться он не стал: сразу обвинил меня, даже толком не выслушав. С такими «арбитрами» иметь дело не хочется — он ничего не взвесил и не выслушал обе стороны. Потому боль Павла, наблюдающего это со стороны, понятна до глубины.
За нас умер Христос. Речь не о тех, кто, называясь братом, на деле — хищник. А когда действительно два брата не могут разобраться между собой, хотя за них умер Царь царей, — а они устраивают мышиную возню и бегут к постороннему «дяде». Это выглядит катастрофически. Будто они пролетели мимо Царства Божьего, словно не понимают, что такое спасение, ради чего вообще всё — церковь, христианство. Как будто тема спасения у них в стороне, а сами они живут по-прежнему, просто повесив на себя значок «я христианин», и продолжают жить старыми понятиями.
Ведь урегулирование конфликтов, рассуждение, особенно финансовые тяжбы — это же, казалось бы, базовый, самый нижний уровень христианской жизни, самое простое. Я уж не говорю о более тонких, кулуарных вещах, когда всё сложнее, когда начинают путаться и прикрываться «дарами». А здесь — совсем простое, но болезненное. И при этом брат с братом судится, да ещё и пред неверными.
Для наглядности представьте: есть царь, и у него два сына, которые пошли судиться к конюху. Это же дико выглядит, согласны? Представьте: два принца — то есть два верующих — идут судиться к неверующему судье, к конюху. Точно так же два верующих идут разбираться к мирскому, неверующему судье. Пример нарочитый, но Павел фактически так их и пристыдил.
Верующие, наставленные Словом Божьим и Духом Святым, во многом более сведущи, чем образованные люди мира. Если выбирать между зрелым христианином и неверующим, пусть даже образованным, выигрывает верующий, водимый Духом Святым.
Стихи 9-10: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.»
Кого сейчас Павел называет «неправедными»? Он дальше начнет это расшифровывать. Речь о нехристианах, о неспасённых. Исходя из контекста прочитанного — девятый стих — читаем внимательно. Подсказка — восьмой стих.
Он даёт понять, что если люди ведут себя так постоянно, то, скорее всего, они неверующие. Если это устойчивая модель — жить в тяжбах, — значит, они, надев на себя одежды «принцев», по сути остаются рабами; просто накинули мантии, как волки овечью шкуру. Возможно, они неверующие, неправедные. И он призывает: загляните в сердце. Что вам по природе ближе — остаться обиженными, когда у вас что-то отняли, или ввязаться в драку и во что бы то ни стало вернуть своё, ещё и с прицепом? Что откликается больше?
Приведу живой пример из поместной церкви УБЦ. Вы знаете, что там идёт серьёзное разделение. В это воскресенье приезжал Николай Скопич. После служения было общее общение: каждый мог высказаться, задать вопросы, описать своё видение ситуации. Один из аргументов отделившейся группы — отсутствие финансовой отчётности. На самом деле денег было немного: официальных членов церкви — мало, и даже они часто передавали десятину на Украину, в свои прежние церкви, так что приход был очень скромный. Николай Скопич прямо об этом сказал: странно, что из-за этого вопроса церковь начали делить. Он даже усмехнулся: «Какие миллионы вы там делите? Это же пожертвования. Неужели это повод разрывать церковь?» То есть сам факт, что финансовая тема стала камнем преткновения между братьями и сёстрами, — странно.
Если мы говорим о церкви как о семье, финансы должны быть прозрачными. Напомню наше учение о десятине. Мы говорим: у нас общий кошелёк, и любой в любой момент может знать, сколько в нём средств и на что они тратятся. Могу даже физически показать — ничего не держим «на чёрном счёте». Почему? Вспомним эпизод с Иисусом и Петром, когда пришли сборщики храмовой подати. Пётр что‑то уже успел ответить, а Иисус, чтобы их не соблазнить, посылает Петра за рыбой; тот достаёт статир и отдаёт сборщикам. Затем Иисус объясняет Петру: с кого цари берут подати — со своих или с чужих? «С чужих». Значит, сыны — свободны. Это значит, что Иисус признал их свободными от подобных сборов. Но разве это освобождает от участия в содержании «семейного кошелька» Отца? Напротив, ответственность выше. Всё, что мы имеем, стало общим с Богом. Если вы — сыны, то всё ваше — общее с Ним. Практически мы устанавливаем некоторые условности: собираем по 10% для бюджета церкви — социальных нужд и служений.
«Общий кошелёк с Богом» — большая честь. Мы не возьмём деньги от кого попало: нельзя просто прийти и сказать «вот моё пожертвование, положите в десятину» — сначала вопрос: кто ты, откуда эти деньги? Бог не принимает в свою казну платы блудницы и «цены пса» — не всякие деньги Ему угодны. В сущности, Ему не нужны наши деньги: у Него есть всё. В пожертвованиях Он даёт нам честь участвовать в Его деле. И понимание этого хорошо показывает зрелость верующего. Никто никого за руку не тянет с криком «ты обязан». Это честь. Если Бог её тебе доверил, как члену Его семьи, — пользуйся этой возможностью.
Иногда «принудиловка» тянется из Ветхого Завета, и Иисус её уточняет. Помните, что Он сказал фарисеям? Вы отделяете десятину с каждой мелочи, но оставили милость, суд и истину. «Это надлежало делать, и того не оставлять» — то есть десятину не отменять, но главное — милость, суд и истина. Так Иисус переносит идею десятины в Новый Завет, а апостолы добавляют: даяние — по мере, доброохотно, не принуждённо. Общие контуры ясны, можно не блуждать.
Идём дальше, а то уйдём в тему десятин. Итак, кто такие «неправедные»? «Обижаете, отнимаете — и притом у братьев». То есть люди, у которых это стало устойчивой практикой; возможно, так было всегда. Есть основания усомниться в их вере. В этом контексте уже можно применять первую ступень церковной дисциплины: прямо сказать двум судящимся братьям — так делать нельзя; у нас другой статус, решаем в церкви. Смотрим, согласятся или нет — и, если нужно, дальше идут остальные шаги дисциплины, вплоть до отлучения. Об этом и говорит Павел: «Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют?» И он перечисляет, кто именно: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малаки, ни мужеложники, ни воры, ни лихаимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божьего не наследуют».
Мы видим вторичное повторение категорий, почти как в предыдущей главе. Что нового? Здесь особо выделены три группы, связанные с сексуальными грехами: блудники, прелюбодеи, малакии (а также мужеложники). В словарях встречается толкование: «малакии» — пассивная сторона в гомосексуальных отношениях, «мужеложники» — активная. Я бы толковал «малакии» шире: речь не только о гомосексуальных практиках, но и о женоподобии как укоренённой модели поведения. К сожалению, это стало модным: утрированное внимание к внешности, манерность и т. п. Аналогично и у женщин — когда в определённой среде проявляются лесбийские роли, пассивные или активные.
«Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божьего не наследуют». Обратите внимание: даже злоречивые отнесены к тем, кто не наследует. Но мы не составляем список «смертных грехов», за которые автоматически не пускают в Царство. Представьте верующего, который оступился в чём-то из перечисленного. Значит ли это, что он потерял Царство? Риторический вопрос: нет. Здесь речь о тех, для кого это образ жизни, от которого они не отказались. Бывает, что свинью помыли, а она снова в грязь — это о невозрождённом человеке, который на время «держал себя в руках», выглядел прилично, но дошло до дела — и он вернулся к своему. То есть речь об устойчивой тенденции греха. Поэтому этот список не значит, что, совершив что-то одно, мы потеряем Царство. Нет. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит». Здесь говорится только о тех, кто упорно в этом живёт.
Стих 11: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.»
Здесь снова звучит возвещение Евангелия: Павел словно выливает на них ушат холодной воды, пытаясь отрезвить тех, кто действительно верующий, очищенный и освящённый, но всё же вляпался во что‑то из перечисленного или был втянут общиной. Мы в прошлый раз говорили: если в церкви есть грех, он способен затянуть и более слабых — как воронка. Поэтому Павел проводит настоящую «шоковую терапию»: напоминая Евангелие, он буквально говорит им — это не ваша природа. Если вы омыты, освящены и оправданы, то и сила противостоять греху у вас есть — силой Святого Духа. Павел прямо апеллирует к действию Духа Святого: у вас есть ресурс противостоять и внутренний призыв, подтверждающий, что всё сказанное справедливо и соответствует вашей новой природе, а не тому, во что вы ввязались. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
На всякий случай подчеркну несколько слов, важных для Евангелия. Во-первых, Иисус Христос назван здесь Господом — буквально нашим Владыкой. Во-вторых, и Христос, и Дух Божий упомянуты рядом, на равных: как две равноценные, действующие в нас силы.
Главные мысли:
1. Выяснять отношения между верующими у светского судьи — всё равно, что господину искать правду у раба.
2. Праведные братья не должны судиться между собой, тем более делать это в мирском суде у светского судьи.
3. Если верующие судятся между собой, они должны быть подвержены церковной дисциплине или вовсе отлучены от церкви.
4. Для верующих лучше страдать несправедливо, чем поступать несправедливо.
5. Любой совершенный грех для верующего не должен стать нормой жизни.
6. Мирской суд способен решать вопросы неверующих, но если дело касается верующих, то он бессилен, так как верующие принадлежат другому царству и должны судиться по законам этого царства.
7. Павел напоминает верующим об их высоком статусе — они будут судить мир и даже ангелов, поэтому не следует обращаться к мирскому суду для решения житейских вопросов.
8. Верующие омылись, освятились и оправдались именем Господа Иисуса Христа и Духом Божьим, что дает им силу противостоять греху.
9. Наличие тяжб между верующими может указывать на их духовную незрелость или даже на то, что они вовсе не верующие.
Качества Бога:
1. Справедливый Судья
2. Царь (Бог-Царь)
3. Господь (верховный правитель)
4. Законодатель Своего небесного царства
5. Наделяющий Своих детей славой и полномочиями
6. Оберегающий верующих
7. Возвышающий верующих до царского статуса
8. Помогающий бороться с грехом
9. Щедрый (объединивший Свой «кошелек» с нашим)
10. Очищающий (осветил, омыл)
11. Дающий силу преодолевать грехи
12. Дарующий новую природу верующим
Практическое применение:
1. Уповая на Бога, лучше остаться пострадавшим (обиженным), чем судиться с братьями
2. В случае спорной ситуации обращаться к духовно зрелым христианам за помощью и разъяснением
3. Стремиться самому становиться духовно зрелым верующим
4. Глядя на Бога, преображаться в Его образ
5. Осознавать ответственность, возложенную на верующих
6. Решать конфликты внутри церкви, не вынося их на мирской суд
7. Помнить о своем высоком положении во Христе и не компрометировать его недостойным поведением
8. Проявлять милость и прощение в отношениях с братьями и сестрами по вере
9. Не становиться причиной соблазна для неверующих через публичные споры
10. Использовать силу Духа Святого для противостояния греху в конфликтных ситуациях