Стихи седьмой и восьмой, где говорится о праздновании «не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с пресными хлебами чистоты и истины», иногда толкуются чрезмерно мистически. В православной традиции просфоры наделяются особой благодатной силой и должны выпекаться определенным образом, с особыми молитвами и печатями.
Многим из вас, вероятно, знаком этот опыт: бабушка или мама угощает кусочком просфоры, которая бережно хранилась дома как величайшая ценность до особого случая – настолько твердой, что её уже невозможно разгрызть.
В современных православных храмах для изготовления просфор даже существует специальный человек – не обычный повар из трапезной, а отдельно обученный в монастыре, специально благословленный на это дело. Только ему позволено печь просфоры, и он обслуживает несколько храмов. Они уже не маленькие, как я помню из детства, а довольно большие, и считается, что они обладают особой благодатью благодаря технике их изготовления.
Но почему я это рассказываю? Потому что текст, который кажется очевидно метафоричным, превращается в буквальную практику. Разве не ясно, что наша «Пасха» – это вера в Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву за нас? Даже при поверхностном чтении приходишь к этому выводу.
Однако мы можем настолько увлечься буквоедством, что наполняем буквальным смыслом метафорические выражения. В результате возникает мистический культ с абсурдными практиками, весьма далекими от Евангелия. Это настоящая трагедия.
Что на самом деле означает «не с закваской порока и лукавства»? В контексте этих мистических представлений получается абсурдная идея, будто если что-то «не то» добавишь в тесто для просфоры, то «подсунешь» туда порок и лукавство. Это буквальное, но бессмысленное толкование.
В действительности текст восьмого стиха указывает на то, что мы люди нового мышления. Павел говорит коринфянам: вы уже другие, ваш менталитет должен быть иным – вы Христовы. Вы должны мыслить как люди, стремящиеся к небесному, к чистоте, как люди, в которых есть Божья благодать, дающая силы для борьбы с грехом. Вы должны мыслить иначе.
Стихи 9-10: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего,»
В следующих строках Павел продолжает свою мысль: «Я писал вам в послании не сообщаться с блудниками» — здесь он ссылается на предыдущее письмо, которое, к сожалению, не сохранилось. Впрочем, можно сказать, что в Божьем замысле ничего просто так не теряется. Возможно, Павел в том послании написал что-то не совсем взвешенное, и Бог решил, чтобы оно не дошло до нас.
«Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира этого».
Почему Павел делает это уточнение коринфянам? Начиная со слова «впрочем», он явно корректирует какое-то возможное недопонимание своего предыдущего послания. Что заставило его внести эту ясность?
Наиболее вероятно, что коринфяне уже неправильно истолковали его предыдущее наставление. Учитывая, что Коринф был городом, где пороки были весьма распространены, буквальное следование запрету общаться с «блудниками, лихоимцами и идолослужителями» означало бы почти полную изоляцию верующих. Практически не осталось бы людей, с которыми можно было бы поддерживать отношения.
Павел проясняет, что речь шла конкретно о тех, кто «называется братом» — то есть о членах церкви, впавших в грех. Он видит, что произошло искажение понимания, и четко обозначает границы: мы остаемся в мире и должны взаимодействовать с ним.
Апостол прекрасно понимал склонность религиозных людей к крайностям и «законничеству». Они могли в своем рвении начать избегать всякого контакта с «грешниками», что сделало бы невозможным благовестие и миссию церкви в мире. Если христиане перестанут общаться со всеми «внешними», как они смогут нести им Евангелие?
Судя по всему, верующие Коринфа действительно восприняли первоначальный совет Павла слишком радикально и начали отгораживаться от всего общества. Поэтому апостол был вынужден уточнить свою мысль, чтобы вернуть здравый смысл в их понимание взаимоотношений с окружающим миром.
Павел пишет: «Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего».
Если мы внимательно вчитаемся в эти слова, то увидим то, что не сказано прямо, но подразумевается: «Иначе бы нам надлежало выйти из мира, но нам выходить из него нельзя». Почему же нельзя? Вспомним слова Христа: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я посылаю их в мир» — а не «в монастырь».
В Писании мы находим множество наставлений быть активными служителями в мире — чтобы благовествовать и являть славу Христову. Мы призваны показывать любовь друг к другу, чтобы люди видели, что мы церковь, и что между нами живет Христос. Наши добрые дела должны быть очевидны, «чтобы прославился Отец наш Небесный». Писание категорически запрещает нам уходить из мира, но дает могущество и силу Божью для служения в этом мире.
Как же получилось, что многие поняли всё наоборот? Ответ прост: не зная Бога. Когда человек не знает Бога, он не может понять Писание так, как оно написано. Ему нужны «костыли» — различные объяснения, человеческие советы, чтобы составить представление, как жить с этими текстами.
Представьте ситуацию: собрались два человека, знающие библейский текст, но не имеющие благодати Божьей. Они видят текст, призывающий к определенным действиям, но не знают, что существует благодать, которая может помочь это осуществить. Не имея силы реализовать написанное, они сидят и думают: «Что нам с этим делать?»
Они интуитивно понимают, что Бог не дает неразрешимых задач. И чтобы объяснить, как с этим быть, они начинают изворачиваться — придумывать объяснения, иногда прямо противоположные истинному смыслу, вылавливать тексты, которые к этому вопросу отношения не имеют.
Например, находят строку «страдающий плотию перестает грешить» и решают: «Вот оно! Давайте заставим плоть страдать, и тогда сможем исполнить написанное».
Поэтому благодарите Бога за то, что у вас есть Дух Святой и благодать, что вы можете прямо понимать Писание и не бояться его требований, зная, что можете их выполнить благодаря Его помощи.
И посмотрите, в какой тупик попадает человек без этого опыта. Вспомните Лютера: он мучительно осознавал несоответствие — «должно быть четыре», а у него «не сходится». Его слово о том, что он «ненавидел» праведного Бога, как раз об этой внутренней муке. И лишь когда благодать открыла ему смысл Писания без ухищрений, стало ясно: спасение не достигают — его принимают.
Один из ключевых принципов этого текста — нам не нужно, даже нельзя выходить из мира. Поскольку мы обязаны «претерпевать до конца» и находиться в этом мире, нам придется общаться с людьми, которые здесь перечислены: блудники, лихоимцы, хищники и идолослужители. Здесь перечислены не все категории грехов, но основные. С такими людьми нам так или иначе придется взаимодействовать.
Стих 11: «но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.»
Но теперь Павел возвращается к вопросу о церкви. Он обозначил, что речь не о мирских людях — там нам нужно оставаться и общаться придется со всеми. Но церковь — это нечто совершенно иное. Церковь для нас — это точка силы, один из форпостов, один из инструментов благодати, который Бог использует для нашего укрепления. Быть в этой семье настолько важно, и настолько важно, чтобы эта семья была чистой, что это является одним из серьезнейших факторов выживания христианина в благодати и чистоте.
«Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником. С таким даже и не есть вместе».
Обратите внимание на начало и конец: «не сообщаться» и «не есть». Греческое слово «не сообщаться» означает не смешиваться, не иметь общности, не иметь тесного общения, не быть в единстве в каких-то душевных общих темах. А что значило «есть с кем-то» на Востоке? Мы должны понимать восточный контекст, поскольку в нашей культуре совместная еда, например в кафе, не означает того же, что в культуре времен Павла. Если ты ел за одним столом, это подразумевало гораздо большую близость отношений, чем просто «перекусить в кафешке» или «попить чай».
Павел пишет, что мы не должны иметь близких отношений, душевных бесед или тесных соприкосновений с теми, кто называет себя братом, но продолжает грешить. Обратите внимание: такие близкие отношения могут быть у нас с людьми мира, но не с теми, кто называется братом или сестрой!
У меня может быть друг в мире, с которым отношения будут теснее, чем с человеком, который называется братом, но делает те же грехи, что и мой друг, не называющий себя братом. С приятелем я могу общаться, говорить о чем-то по душам, о рыбалке или о чем-нибудь еще. А с тем, кто называет себя братом и грешит, я уже не могу этого делать.
Павел серьезно разделяет эти категории. Маркер «называться братом» означает, что человек считает себя частью церкви и своими действиями подразумевает, что такие грехи внутри церкви допустимы.
Есть два важных момента.
Во-первых, такие грехи принципиально недопустимы, потому что Бог против них.
Во-вторых, возьмите корзину хороших сочных яблок и положите туда одно гнилое. Как долго эта корзина будет сопротивляться гниению? Недолго! Одно гнилое яблоко уничтожит всю корзину — инфекция греха рано или поздно затронет всех остальных.
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». Не может быть такого, чтобы человек с таким грехом остался в контексте церкви, и это никак не повлияло на церковь. Допустим, никто из нас не будет делать того же греха. Но что это будет значить?
Представьте: приходит к нам человек, у которого «всё хорошо», но он, например, бармен — разносит спиртное, подставляет пепельницы. И вот он брат. Если он находится среди нас, и никто ему ничего не говорит, или сказали, а он «попробует» что-то изменить, но проходит время, и ничего не меняется — как это повлияет на нас?
Это станет «допустимым форматом». Если мы это принимаем, то соглашаемся, что так возможно. Даже если никто из нас, глядя на этого человека, не начнет пить или разносить спиртное, как еще это может на нас повлиять? Мы можем начать осуждать его, становясь «праведными» на его фоне. Или, если не осуждаем, происходит «размывание границ святости» — хорошее выражение! Глядя на него, мы, может быть, и не заболеем тем же грехом, но примем для себя что-то похожее: «не так всё и строго», «ничего страшного», «почему бы и нет, если не каждый день».
У каждого из нас свои слабости, и мы начнем активнее их проявлять. Не может быть, чтобы кто-то появился в церкви, мы либерально к нему отнеслись, и это никак на нас не повлияло. Это обязательно повлияет.
Когда такое происходит в церкви, мы можем сказать, что наш суверенный Бог это допустил — всё происходит только по Его воле. В церковь пришло испытание. Для чего? Всегда для одного и того же: всё, что Бог делает, Он делает для того, чтобы мы преобразились в образ Его Сына.
И преобразиться в образ Его Сына в данном случае мы можем, обличая такого человека, пытаясь исправить, увещевать, наставлять или, в крайнем случае, отлучать. Церковь — это больница для тех, кто знает о своей болезни.
Если человек обличается в грехе, но ничего с этим не делает — это серьезная проблема. Он может внешне согласиться, сказать: «Да, я делаю плохо», но внутренне остаться при своем: «Вам это кажется плохим, а мне нормально». Внешне он вроде бы признаёт, что с ним согласны, но на деле ничего не меняется, и не видно никакой борьбы с грехом.
По сути, это человек, который абстрактно услышал о своем грехе, но не согласен считать это грехом. С его точки зрения — это нормальная практика. Фактически он не тот пациент, который в больнице лечится от своей болезни. Он просто находится в больнице, но не лечится.
Церковь — это больница для тех, кто знает о своих болезнях, для тех, кто смирился и доверился Христу в надежде на исцеление. Если мы удерживаем какой-то грех и даже не боремся с ним, это та же проблема, которая в вопиющих случаях приводит к отлучению от церкви.
Конечно, у каждого из нас есть какие-то грехи. Некоторые настолько малы на общем уровне греховности, что их сложно даже заметить. Есть и такие, которые мы на людях не показываем. Пока они не стали предметом порицания внутри церкви, это не значит, что нужно немедленно всё вытаскивать наружу и публично каяться. Но это означает, что мы должны с ними бороться.
С некоторыми грехами мы действительно не справимся самостоятельно и нужно обратиться за помощью. Но в целом ничто из того, что мы осознаём как плохое, не должно оставаться без внимания. Маленький ручеек может размыть большую плотину. Как в той истории о мальчике в Голландии, который пальцем заткнул дырку в плотине — если бы он вынул палец, за ночь маленькая струйка размыла бы всю плотину и затопила селение. Так и маленький грех обязательно потянет за собой что-то большее.
В Первом послании к Коринфянам (5:11) перечислены категории грехов, с которыми несовместимо пребывание в церкви: блуд, лихоимство, идолослужение, злоречие, пьянство, хищничество. Давайте разберем, что они означают:
— Лихоимство — взимание чрезмерных процентов при займе, ростовщичество. Когда человек, не имея денег, закладывает последние вещи, а с него берут деньги «с лихвой». Сюда относятся современные микрозаймы с их огромными процентами.
— Хищник — от слова «хищение», это грабитель, вор, тот, кто силой или обманом отбирает имущество. Сюда входят все категории преступлений, связанных с хищением: мошенничество, кражи, грабежи, разбой.
— Идолослужение — к этому также приравнивается сребролюбие, то есть устремление даже законными методами к преумножению своих богатств. Писание буквально приравнивает сребролюбие к идолослужению.
— Злоречивый — человек, использующий язык во вред другим. Заметьте, это стоит в одном ряду с блудом, пьянством и воровством! Злая речь может быть внешне культурной, без просторечных выражений, но быть колкой и разрушительной. «Жизнь и смерть во власти языка», — говорит Писание. Сюда же относятся сплетни и некоторые формы сарказма, особенно направленного на унижение человека. Впрочем, не всякий сарказм греховен — иногда он может быть формой назидания.
— Сварливость — хотя прямо не названа в этом списке, но это черта характера, которая при устойчивой тенденции может привести к отлучению. Это склонность к конфликтам, постоянное недовольство и придирки. «Сварливая жена — как капель в дождливый день», — говорит Библия.
— Обидчивость — также не упомянута прямо в этом отрывке, но в других текстах говорится: «Если вы не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вас». Это грех, с которым необходимо активно бороться.
Важно различать уровни греха. Например, можно случайно обидеть человека неосторожным словом, но осознав это, извиниться и исправить ситуацию. Это совсем другой уровень греха, чем когда человек обидел и даже не задумался об этом. То же с обидчивостью: одно дело, когда человек временно чувствует обиду, но справляется с этим чувством, и совсем другое — когда он смакует свою обиду, носит её в себе, постоянно вспоминает и «смотрит волком».
Христианин понимает, что его обида — более серьезная проблема для него самого, чем то, что с ним сделали. Он соизмеряет проблемы и понимает, что ему нужно сначала избавиться от чувства обиды и простить, потому что именно неспособность простить больше всего разделяет его с Христом.
При этом важно понимать: прощение не означает потерю здравого смысла или мгновенное восстановление доверия. Если человек серьезно вас подвел или предал, нормально, что даже после прощения доверие нужно восстанавливать. Христианин должен прощать, но разумно учитывать склонности людей при общении с ними. Если человек ленив и подвел вас на работе, вы можете простить его, но это не значит, что нужно снова поручать ему ответственное задание и рисковать своим бизнесом.
Стихи 12-13: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.»
Павел завершает свою мысль о том, как нам следует относиться к внешним и внутренним. Он возвращается к учению, которое давал в предыдущем послании, дополняет и контрастирует его. Апостол ясно говорит: «Что мне судить внешних?» — внешний мир не является территорией нашей основной заботы в смысле разбирательства с деталями их поведения.
В отношении внешних (нехристиан) у нас нет призвания указывать им: «Не трогай», «Не кури», «Не пей». У нас есть лишь один призыв к ним — «Покайся». Бессмысленно разбираться с отдельными гнилыми плодами целого гнилого дерева. Конечно, мы делаем определенные замечания, чтобы мир не погружался в полный хаос, но в целом это не является предметом нашего пристального внимания.
А вот внутри церкви ситуация иная: «Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вашей». Павел дает это учение, а затем категорично повторяет свое требование.
Как заметил один толкователь: «Наша любовь к грешникам должна быть не сентиментальной терпимостью, а исправляющей любовью. Наказывать трудно, наказание причиняет боль и часто разбивает сердце. Это не значит, что мы не должны любить их, но более всего мы должны любить Христа, Его церковь и Его Слово».
Когда перед нами стоит грешник, который не кается, и возникает вопрос отлучения его от церкви, мы должны спросить себя: кого мы больше любим — Христа и Его церковь или этого грешника? Ответ должен быть очевиден: Христа мы должны любить больше и послушаться Его. Преодолевая боль, мы должны позаботиться о церкви, потому что «развращенный» неизбежно развратит церковь.
Писание не предлагает третьего варианта: либо человек раскаялся и остается в церкви, борясь с грехом, либо не раскаялся и должен быть отлучен. Это не означает, что мы должны его возненавидеть или забыть — «с глаз долой, из сердца вон». Напротив, мы можем надеяться, что он всё-таки принадлежит Богу.
Отлученный от церкви может быть либо верующим, либо неверующим, но причина отлучения всегда одна — нераскаянный грех. Если отлучен неверующий, мы можем продолжать благовествовать ему (хотя это сложнее, поскольку он уже слышал Евангелие) или он может уйти из поля зрения церкви.
Если же отлучен верующий, не факт, что он вернется в ту же церковь, но одно точно: если он действительно принадлежит Богу, ничего фатального с ним не случится. Это значит, что Бог так его воспитывает — как Павел «предал сатане во измождение плоти», чтобы научить человека. Это означает, что в нём есть проблема, которая лечится только таким способом.
Есть и другие способы Божьего воспитания, как в случае с Ананией и Сапфирой — более радикальные. Бог, если необходимо, может пойти вплоть до физической смерти, чтобы забрать человека прежде, чем он полностью развратится. Господь использует все способы для того, чтобы человека либо реанимировать, либо максимально оздоровить в рамках его земной жизни.
Это дело Бога, и мы должны Ему довериться. Мы не лучшие лекари, чем Сам Бог — Он знает, как лечить. Отлучая человека от церкви, мы предаем его в руки Божьи. С одной стороны, это «измождение плоти», с другой — мы выполняем Божье указание, и дальше Бог будет решать его судьбу.
Отлучение означает, что решения проблемы внутри церкви для этого человека не было, или что решение внутри церкви было бы настолько проблемным, что вся община пострадала бы. Бог предпочитает защитить церковь, а этого человека воспитывать отдельно, чтобы он не оказывал разлагающего влияния.
Нам нужно довериться Божьей мудрости: во-первых, понять, что Бог категоричен в этих случаях, потому что сохраняет Свою невесту чистой — Он очищает её, Он за неё умер. Во-вторых, мы должны верить, что Бог так мудр и так любит, что разберется, что делать дальше с этим человеком. А мы можем продолжать молиться за него, что обычно и делаем.
Главные мысли:
1. Грех в церкви действует разрушительно, поэтому его распространение необходимо пресекать через церковную дисциплину.
2. Церковь не должна предъявлять к неверующим те же требования, что к верующим, так как её миссия — благовествовать миру, а не осуждать его.
3. Церковь должна иметь здоровое учение, которое проявляется в правильной практике церковной дисциплины, избегая крайностей, таких как либеральное отношение к греху внутри церкви или излишняя категоричность к внешнему миру.
4. Игнорирование даже небольшого греха в церкви может нанести серьёзный ущерб её духовной чистоте.
Качества Бога:
1. Справедливый Судья (судит внешних и внутренних по-разному, но справедливо)
2. Святой (требует святости от Своей Церкви)
3. Свет (Бог есть свет и призывает верующих быть светом миру)
4. Мудрый (даёт чёткие предписания и разграничения между отношением к греху в церкви и в мире)
5. Любящий (все Его действия, даже дисциплинарные, проистекают из любви)
6. Целеустремлённый (имеет ясную миссию для церкви в мире)
7. Очищающий (заботится о чистоте Своей Церкви)
8. Наставляющий (учит разным подходам к разным ситуациям)
9. Благой (несёт благую весть миру через верующих)
10. Терпеливый (даёт возможность для покаяния и исправления)
Практическое применение:
1. Церковь не должна изолироваться от мира, так как её призвание — нести Евангелие каждому, включая грешников.
2. Нельзя допускать распространения греха в церкви; необходимо обличать и бороться с грехом среди братьев, чтобы сохранить чистоту общины.
3. Любовь к грешникам должна быть исправляющей, а не сентиментальной, что может включать наказание или отлучение ради их духовного восстановления.
4. Отлучая человека от церкви, верующие должны доверять Богу, что Он продолжит работать с этим человеком, даже если его путь исправления проходит вне общины.
5. Христиане должны бороться с личными грехами и помогать другим в церкви делать то же, понимая, что даже маленький грех может привести к большим последствиям, если его игнорировать.